Ученые исследовали с помощью естественно-научных методов обмотку лука, найденного в Тыве больше 30 лет назад в погребении скифской девочки воина. Оказалось, что этот элемент был изготовлен в конце VII — начале VI века до нашей эры из рыбьей кожи. Возможно, в качестве материала древние сибиряки использовали кожу налима. Об этом сообщила пресс-служба Курчатовского института.
В 1988 году исследователи из Тувинской археологической экспедиции изучали один из курганов могильника Сарыг-Булун, расположенного в Центральной Туве и относящегося к алды-бельской культуре раннескифского времени (конец IX — VI век до нашей эры). В погребении-5 кургана-2 они обнаружили лиственничную колоду, перекрытую плитами и деревянной крышкой. Благодаря герметичности останки покоившегося в ней индивида частично мумифицировались. Более того, это позволило и отлично сохраниться одежде и инвентарю. Так, в погребении археологи нашли шубу, остатки нижней юбки, лук (первая целая находка скифского времени в Центральной Тыве), колчан с десятью стрелами и чекан.
Из-за характерного погребального инвентаря, с которым можно охотиться и воевать, археологи решили, что в могиле находятся останки мальчика. Радиоуглеродный анализ показал, что погребение относится к концу VII — началу VI века до нашей эры. Отсеквенировав ДНК, генетики обнаружили, что останки на самом деле принадлежали девочке — раньше женщин-скифов с воинской атрибутикой в Сибири не находили (в отличие от Европейской России). С помощью методов палеорадиологии ученые выяснили, что на момент смерти ребенку, который в раннем возрасте пострадал от рахита, было около шести–семи лет (первоначально считалось, что около 12–13 лет).
Анастасия Лобода (Anastasia Loboda) из Курчатовского института совместно с российскими коллегами решила провести исследование лука, найденного в погребении девочки-воина. Ученые сосредоточили свое внимание на обмотке — иссушенной золотистой субстанции, которая, согласно прошлым предположениям, могла быть животного происхождения. Но выдвигались и другие гипотезы, например, о том, что она могла быть сделана из растительного материла.
Чтобы выяснить материал, из которого была изготовлена обмотка, ученые прибегли к ряду естественно-научных методов исследования: инфракрасной спектроскопии, анализу белков и липидных веществ, в том числе с помощью газовой хроматографии — масс-спектрометрии. В результате исследования в ИК-спектре они обнаружили полосы поглощения, характерные для азотсодержащих соединений, включая коллаген. Этот белок является компонентом шкур животных и отсутствует в растительных клетках. Однако исследователи подчеркнули, что инфракрасная спектроскопия не может однозначно дать ответ о материале, из которого была сделана обмотка, поскольку растительный материал мог быть пропитан, например, животным клеем.
Дальнейшие анализы показали, что материал обмотки все же имел белковое происхождение. Химическое исследование позволило заключить, что она была изготовлена из рыбьей кожи. Ученые отметили, что в археологической летописи Тывы предметов из рыбьей кожи раньше не встречалось. Однако они допустили, что, возможно, виной тому недостаточная исследованность находок из органических материалов. Ученые сообщили, что в ходе прошлых исследований было выдвинуто предположение, что материалом могла быть кожа налима — холодолюбивой рыбы, встречающейся на протяжении всего течения реки Енисей.
Ранее на N + 1 рассказывали об археологических исследования памятников раннескифского времени, расположенных в Тыве. Например, ученые обнаружили в кургане Туннуг-1 бронзовую корону и составную витую гривну, а также раскопали в погребально-поминальном комплексе Чинге-Тэй-I могилу знатной женщины с ребенком.
Михаил Подрезов
Они жили больше 25 тысяч лет назад
Палеоантропологи из Германии и Испании описали человеческие останки, обнаруженные во время раскопок пещер Реклау-Вивер и Моллет-III, которые находятся на северо-востоке Пиренейского полуострова. Кости принадлежали как минимум четырем взрослым мужчинам, которые жили около 27–25 тысяч лет назад, то есть в конце периода граветта. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution, находки из этих двух памятников, по мнению исследователей, представляют собой самые ранние преднамеренные захоронения кроманьонцев, обнаруженные на северо-востоке Пиренейского полуострова.