Скифский воин из Тувы оказался девочкой

Российские генетики уточнили пол скифского ребенка, мумию которого обнаружили в 1988 году в могильнике Сарыг-Булун в Туве, сообщается в журнале Stratum Plus. Оказалось, что это была девочка, а не мальчик, как думали долгое время. Скорее всего, ее воспитывали как воина. Исследователям этот факт напомнил о геродотовских пересказах мифов, посвященных амазонкам.

Курганы скифов чаще находят в Европе, в бассейнах Дуная, Днепра и Дона, но и в Сибири они тоже есть. Комплекс таких курганов обнаружили в Центральной Туве на правом берегу Верхнего Енисея. Могильник Сарыг-Булун содержал семь погребений, и в одном из них, Погребении 5, нашли колоду из дерева лиственницы, а в ней — мумию подростка 12–14 лет. Учитывая, что кроме нее в колоде находились лук, колчан, стрелы и чекан, сначала археологи решили, что это мальчик и что его готовили стать воином.

Теперь сотрудники Института материальной культуры РАН под руководством Марины Килуновской совместно с коллегами из Московского физико-технического института повторно исследовали мумию, ее одежду и предметы из колоды. Они провели радиоуглеродный анализ фрагментов костей и стрел, обратили внимание на строение наконечников и отсутствие оперения. Из трех зубов и кожи (она у мумии сохранилась на лице; вероятно, из-за плохого доступа кислорода и обилия эфирных масел, выделяемых древесиной лиственницы) получили генетический материал для полногеномного секвенирования. Также волоски с шубы, в которую был одет погребенный, сравнили с шерстью различных млекопитающих.

Шуба девочки, как показал анализ волосков с нее, была сделана из шкур тушканчиков (семейство Dipodidae). Лук сделан из цельного куска березы, колчан — из толстой кожи (вероятно, лошадиной), стрелы были деревянными. Радиоуглеродный метод и строение стрел показали, что Погребение 5 можно отнести к концу VII — началу VI в. до нашей эры. Это время распространения у скифов алды-бельской культуры.

Интереснее всего было то, что генетики не нашли следов Y-хромосомы, характерной для мужчин, в ДНК подростка. Следовательно, он был женского пола. Раньше женщин-скифов с воинской атрибутикой в Сибири не обнаруживали, хотя о европейских скифских воительницах известно как из литературы (Геродот и другие историки прошлого пересказывали мифы об амазонках с побережий Черного и Азовского морей), так и по материальным свидетельствам (одно из таких нашли в 2019 году в Воронежской области). Однако то, что в могилу человека поместили оружие, не означает автоматически, что он был воином.

В 2020 году археологи уже описали ряд находок на территории России: в Новгороде — остатки средневековых крепостной стены и башни внешней линии укреплений, а на Камчатке — более древние жилища собаководов.

Археологи выявили в Гнёздове связанный с путем «из варяг в греки» причал