Археологи раскопали в скифской «Долине царей» бронзовую корону

Российские археологи провели раскопки кургана Туннуг—1 IX века до нашей эры, входящего в так называемую скифскую «Долину царей». Исследователи обнаружили свидетельства жертвоприношений трех людей и как минимум 14 коней. Среди найденных артефактов выделяются многочисленные элементы конской сбруи, ритуальные и бытовые вещи, а также бронзовая корона неизвестного назначения. О результатах раскопок сообщается на сайте Русского географического общества.

На территории Республики Тыва расположен комплекс памятников раннескифского времени, относящийся к уюкской археологической культуре, так называемая «Долина царей» (по аналогии с одноименным некрополем в Луксоре). Здесь сосредоточено большое количество крупных курганов IX–VII веков до нашей эры, которые являются могилами скифской знати. Так, только в одном из курганов Аржан—1, диаметр которого около 120 метров, археологи нашли останки 16 человек и 160 коней, причем центральное погребение принадлежало «царю и царице». Несмотря на то, что его разграбили еще в древности, ученым удалось найти множество артефактов, в том числе изделий из серебра и золота.

В 2017 году начались исследования раннескифского кургана Туннуг—1, входящего в «Долину царей». Он расположен в западной части Уюкской котловины. Радиоуглеродная датировка этого памятника относит его к 830–800 годами до нашей эры. В 2018 году здесь начались раскопки южной периферии памятника, а спустя год — самого кургана. За время работ здесь также обнаружили многочисленные памятники более поздних культур, например, некрополь кокэльского времени.

Российские археологи из Института истории материальной культуры РАН под руководством Тимура Садыкова (Timur Sadykov) завершили четвертый полевой сезон раскопок скифского кургана Туннуг—1. В этом году ученые вели работы на участке рядом с центром кургана, где практически на поверхности сумели найти останки трех людей и как минимум 14 коней. По мнению Садыкова, это следы жертвоприношений. Рядом с животными находилось большое количество элементов конской сбруи: детали упряжи, удила и псалии.

Археологи сумели раскопать большое количество бытовых и ритуальных предметов, например, бронзовый нож и оружие. Однако самой необычной находкой оказался артефакт, который по форме напоминает корону. Она была изготовлена из мышьяковистой бронзы, однако ее назначение остается непонятным. Садыков отметил, что в те времена символика короны еще не использовалась. Вероятно, это какой-то элемент конской сбруи или человеческое украшение. Ранее таких артефактов археологи не находили.

В честь погребенных в кургане людей были установлены два памятника из камня, на которых были вырезаны антропоморфные изображения. Такие стелы часто встречаются на скифских могильниках, однако подобная иконография зафиксирована впервые. Традиционных для этого периода погребений в кургане пока не найдено, поэтому ученые предполагают, что оно, вероятно, здесь лишь одно и находится в самом центре. Остальные останки людей и животных — это результат совершенных жертвоприношений.

Центральная часть кургана диаметром около 24 метров будет исследоваться в самую последнюю очередь через два—три года. Исследуемый курган — самый древний в «Долине царей». Археологи датируют его IX веком до нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали, что швейцарские и российские археологи обнаружили на юге Сибири крупнейший скифский курган, диаметр которого составляет около 140 метров. Кроме того, сообщали, что древние жители Тывы научились плавить железо более 1600 лет назад, о чем стало известно благодаря раскопкам поселения Катылыг—5.

Женщине эпохи халколита дважды успешно трепанировали череп