Российские палеогенетики впервые прочитали два генома представителей таштыкской археологической культуры, которые проживали в Минусинской котловине в раннем железном веке, и обнаружили, что эти люди были генетически близки к носителям более древней тагарской культуры, относящейся к скифо-сибирскому миру. ДНК удалось прочитать из образцов биологического материала, взятых из мумий мужчины и женщины, останки которых были раскопаны в 1969 году в погребении III–IV веков нашей эры Оглахтинского могильника. Результаты этой работы представлены в виде доклада на церемонии подписания четырехстороннего сотрудничества между Государственным Эрмитажем, Европейским университетом в Санкт-Петербурге, Медико-генетическим центром «Genotek» и компанией «Гротекс».
В начале нашей эры на территории Минусинской котловины сложилась таштыкская археологическая культура. Она возникла в результате смешения представителей местной тагарской культуры, относящейся к скифо-сибирскому миру, и мигрантов-монголоидов, оказавшихся в Южной Сибири во II–I веках до нашей эры. Пережив этап становления, новая культура просуществовала до VI–VII века нашей эры. Археологи считают, что преобладающую роль в хозяйстве таштыкцев играло скотоводство, о чем свидетельствует большое количество приносимых в жертву во время похорон и поминок коров, лошадей и овец. Серьезным подспорьем выступала охота на пушного зверя, а также земледелие, носившее подсобный характер.
Хотя известны и поселения таштыкцев, основную информацию об этих людях ученые получили в ходе исследований грунтовых могильников и склепов. Своих умерших представители этой культуры хоронили как по обряду ингумации (трупоположения), так и кремации (трупосожжения), причем в последнем случае обожженные кости порой вкладывались в так называемую погребальную куклу (манекен). Кроме того, обряд мог быть многоэтапным — недавно археологи обнаружили, что таштыкцы эксгумировали большую часть останков покойного из одного погребения, после чего аккуратно закрыли сруб. Для умерших эти люди сооружали в грунтовых ямах бревенчатые срубы, которые сверху перекрывались бревнами, горбылями, берестой и землей, или каменные склепы. Отдельную группу погребений представляют собой могилы небольших детей, которых хоронили в срубиках, колодах или ящичках, помещенных в неглубокие ямки. Среди таштыкцев были распространены и другие погребальные практики, включая человеческие жертвоприношения.
В Боградском районе Республики Хакасия, на левом берегу Енисея, находится самый известный памятник таштыкской культуры — Оглахтинский грунтовый могильник. Его случайно обнаружил еще в 1902 году местный житель, который верхом на лошади провалился в погребальную камеру из лиственничных бревен, не выдержавшую тяжести грунта и всадника. Первые археологические раскопки на этом памятнике начались уже в следующем году и с перерывами продолжаются до настоящего времени. Особенностью этого могильника выступает то обстоятельство, что местный микроклимат позволил хорошо сохраниться органике, включая человеческие останки, одежду и деревянные предметы.
В 1969 году археологи раскопали в Оглахтинском могильнике погребение-4, внутри которого находились останки четырех взрослых людей в виде двух мумий (мужчины и женщины) и двух погребальных кукол, а также кости одного ребенка. Кроме того, в могиле находились погребальные принадлежности: подголовья, лицевые покрывала, посмертное оформление лиц, деревянная и глиняная посуда, а также овечьи кости и останки крупного рогатого скота. Недавнее исследование хорошо сохранившейся погребальной куклы из этого погребения показало, что внутри нее находились останки мужчины 20–45 лет. Весь этот комплекс материалов, включая деревянный сруб, хранится в Государственном Эрмитаже. Радиоуглеродный анализ показал, что погребение датируется 254–306 годами нашей эры.
Артем Недолужко (Artem Nedoluzhko) из Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с российскими коллегами решил восполнить пробел в знаниях о генетике таштыкского населения — в отличие от многих других древних сибирских культур их геномы ранее прочитаны не были. Для этого они взяли образцы биологического материала из мумий взрослых и костей ребенка, найденных в погребении-4 Оглахтинского могильника. Так, для исследования использовались фаланги мизинцев левых рук мужчины и женщины, а также зуб и плюсневая кость ребенка.
С помощью секвенатора HiSeq2500 ученым удалось прочитать полные геномы мужчины и женщины с трехкратным покрытием, но, как это часто бывает с древней ДНК, покрыты оказались не все области. Палеогенетики обнаружили, что оба взрослых человека принадлежали к одному и тому же субкладу I4a1 митохондриальной гаплогруппы I и потенциально могли быть родственниками по материнской линии. Возможно, они были братом и сестрой, но подтвердить это можно будет после получения дополнительной генетической информации о таштыкцах. В прошлых исследованиях этот субклад был найден лишь у одного индивида из Минусинской котловины, чьи останки раскопали в могильнике Сабинка-II, относящемся к карасукской археологической культуре позднего бронзового века.
Исследование генома мужчины показало, что он принадлежал к Y-хромосомному субкладу R1a1a, то есть к гаплогруппе R1a, которая была распространена среди населения Евразийской степи и Северного Кавказа в бронзовом и раннем железном веках. Метод главных компонент и анализ ADMIXTURE продемонстрировали, что генетические профили мужчины и женщины были близки образцам предшествующей тагарской культуры и образцам с территории Восточного Казахстана I тысячелетия до нашей эры – начала нашей эры, а также Киргизии первой половины I тысячелетия нашей эры. Это предполагает генетическое родство оглахтинских мумий с синхронным населением предгорий Тянь-Шаня, а также населением Минусинской котловины скифского периода.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, связанных с таштыкской культурой. Так, археологи нашли редкую костяную плакетку с изображением сцены охоты, раскопали погребение с женским скелетом и погребальной куклой, а также выяснили, что под монголоидной погребальной маской находился таштыкец-европеоид.
Михаил Подрезов
Изображения таких женщин известны из древнеегипетских росписей
Антропологи исследовали человеческие останки, раскопанные в Судане в нубийском могильнике бронзового века. Среди прочего, ученые обратили внимание на дегенеративные изменения шейных позвонков и непреднамеренные изменения костей черепа некоторых женщин из этого памятника, которые, вероятно, указывают на то, что при жизни они часто использовали налобные обвязки для поддержки груза, переносимого на спине. Изображения древних нубиек, переносящих на спине таким способом корзины, известны, в частности, из древнеегипетских памятников чуть более позднего времени. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Anthropological Archaeology.