Археологи исследовали органические материалы из могилы-4 Оглахтинского могильника, который относится к таштыкской культуре. Радиоуглеродный анализ показал, что пять человек из этого погребения похоронили около 254–306 годов нашей эры. Четверо из них сохранились до наших дней в виде мумий и погребальных кукол. Исследование органических материалов продемонстрировало, что для изготовления одежды и посуды таштыкцы использовали шкуры разных видов животных: от овец и коз до росомах и бурых медведей. А из разных видов деревьев они отдавали предпочтение лиственнице и обыкновенной сосне. Результаты исследования опубликованы в журнале Quaternary International.
Во II–I веках до нашей эры в Минусинскую котловину прибыли новые популяции людей. Они смешались с потомками носителей тагарской археологической культуры и образовали таштыкскую культуру, которая просуществовала до V века нашей эры (по другим оценкам, до VII века). Погребения таштыкцев отличаются разнообразием. Так, своих умерших они могли хоронить и в каменных склепах, и в грунтовых могилах. Кроме того, в одной и той же могиле могли находиться останки людей, захороненных по обряду ингумации, и погребальные куклы, в которые вкладывались кремированные кости. А иногда останки людей могли эксгумироваться для постпогребальных действий.
Один из главных памятников таштыкской культуры расположен в Боградском районе Республики Хакасия. Это Оглахтинский грунтовый могильник, который археологи начали раскапывать еще в 1903 году. Местный микроклимат позволил хорошо сохраниться большому количеству органических материалов, в том числе предметам из дерева и шелка. В 1969 году ученые раскопали могилу-4, в которой находились останки четырех взрослых людей (две мумии и две погребальные куклы с кремированными костями), а также одного ребенка. Лица мумий оказались покрыты расписанными гипсовыми масками. Хорошо сохранилась одежда людей – шапки, куртки, штаны, рукавицы и обувь. Кроме того, в погребении присутствовали деревянная и глиняная посуда и прочий инвентарь. Весь этот комплекс материалов, включая деревянный сруб, хранится в Государственном Эрмитаже.
Павел Тарасов (Pavel Tarasov) из Свободного университета Берлина совместно с учеными из Германии и России исследовал могилу-4 Оглахтинского могильника. Археологи отобрали многочисленные органические остатки, сохранившиеся в погребении. Кроме того, ученые провели радиоуглеродный анализ 14 образцов методом ускорительной масс-спектрометрии, чтобы уточнить возраст погребения. Для палинологического анализа исследователи извлекли керн отложений, отхватывающих последние 2450 лет, из озера Шира, расположенного примерно в 100 километрах от могильника.
Радиоуглеродный анализ показал, что погребение было совершено около 254–306 годов нашей эры, что хорошо согласуется с археологическими данными. Исследование фаунистических материалов продемонстрировало, что таштыкцы использовали для изготовления одежды и посуды шкуры разных животных. Так, среди домашних животных оказались овцы и козы, а также, возможно, собаки и олени. Из диких видов ученые отметили выдру (Lutra lutra), соболя (Martes zibellina), ласку (Mystela nivalis), белку (Sciurus vulgaris), росомаху (Gulo gulo), бурого медведя (Ursus arctos) и сибирскую косулю (Capreolus pygargus). Возможно, также присутствовал мех волка (Canis lupus) и лисицы (Vulpes vulpes). По мнению исследователей, наиболее экзотичным видом оказался северный олень (Rangifer tarandus), кожа и волосы которого были найдены на трех предметах. Кроме того, хорошая сохранность оперения на древках стрел позволила определить и таксоны птиц, перья которых использовались для изготовления предмета. По всей видимости, они принадлежали одному из видов канюков (Buteo).
Большинство идентифицированных растительных остатков представляют собой деревянные предметы из могилы, а также бревна самой погребальной камеры. Последнюю построили из лиственницы (Larix) и сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Для изготовления других предметов также использовались, в частности, береза (Betula), тополь (Populus), ель (Picea) и ива (Salix).
В погребении также находились остатки шелка, произведенного, по всей видимости, в Империи Цзинь. Похожие ткани археологи нашли в ходе раскопок могильников в Таримской впадине (подробнее узнать о мумиях, которых нашли на этих памятниках, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв»). Возможно, население Минусинской и Таримской впадин контактировало, хотя шелк могли привозить и через Монголию.
Исследование отложений из озера Шира показало, что во времена использования Оглахтинского могильника в регионе был лесостепной ландшафт. Основным источником пыльцы деревьев выступали березы и обыкновенные сосны. Меньше представлены ивы, лиственницы, ели, а также пихты (Abies). Среди таксонов, не относящихся к деревьям, выделяются полынь (Artemisia) и мятликовые (Poaceae). Кроме того, исследователи обнаружили, что во времена существования таштыкской культуры в регионе наблюдался влажный и теплый климат.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях памятников Минусинской котловины. Так, археологи уточнили хронологию бронзового века в Минусинской котловине, а также обнаружили в Хакасии богатое непотревоженное женское погребение карасукской культуры.
Михаил Подрезов
В древности она лежала на полу дернового жилища
Американские археологи провели раскопки на острове Кадьяк, который находится у южного побережья Аляски. Они обнаружили остатки дернового дома, построенного около 3000 лет назад древними эскимосами. На полу разрушенной во время пожара постройки исследователи нашли остатки циновки, сплетенной из растительных волокон, которая первоначально использовалась в жилище в качестве коврика. Как сообщается в пресс-релизе Алутиикского музея, это древнейшая подобная находка, связанная с предками народа эскимосского народа алутиик.