В Хакасии обнаружили женский скелет и погребальную «куклу» в могиле таштыкской культуры

Российские археологи обнаружили в Хакасии захоронение таштыкской культуры, сделанное около 1700 лет назад в деревянном срубе, в котором располагались скелет женщины и кремированные останки второго человека, сложенные в погребальную «куклу». Кроме того, герметичность погребальной камеры позволила сохраниться необычным деревянным артефактам, в том числе «шкатулке», аналогов которой ученым неизвестно. О находке сообщается на сайте Томского государственного университета.

Во II веке до нашей эры — V веке нашей эры в Южной Сибири получила распространение таштыкская археологическая культура. Погребальные сооружения этой культуры представлены склепами и грунтовыми могильниками, которые порой насчитывают до нескольких сотен могил. Захоронения, как правило, делались в прямоугольных ямах глубиной до трех метров, дно и стенки которых обкладывались берестой. На дно ставился низкий деревянный сруб, куда помещали покойников (обычно 2–4, уложенных близко друг к другу). Для сохранения останков к моменту их погребения представители таштыкской культуры использовали два способа консервации: мумифицирование и кремацию с последующим размещением пепла и не сгоревших костей в человекообразный манекен — «куклу». Чаще мумифицировали трупы женщин и подростков, стремясь в первую очередь сохранить голову, на которую накладывали гипсовую маску, кроме того, предварительно нередко проводили трепанацию черепа и извлекали мозг.

Оглахтинский могильник расположен в Хакасии, на левом берегу Енисея, примерно в 50 километрах от города Абакана. На этом памятнике раскопано уже несколько сотен погребений, относящихся к раннему этапу таштыкской культуры. Благодаря сухому грунту и герметичной изоляции погребальных камер здесь оказалась отличная сохранность тел погребенных и предметов, изготовленных из меха, дерева и бересты. Этот могильник обнаружили еще в 1902 году, а спустя год уже были вскрыты первые 17 погребений.

Археологи из Томского государственного университета и Государственного Эрмитажа под руководством Евгения Водясова (Evgeny Vodyasov) провели исследование грунтового могильника Оглахты, в котором обнаружили погребение таштыкской культуры.

Захоронение древностью около 1700 лет сделано в деревянном срубе, который был обернут берестой и погребен под слоем камней и грунта, что обеспечило хорошую сохранность. В могиле находились скелет женщины с частично сохранившимися остатками кожи и останки еще одного кремированного индивида. Рядом с черепом погребенной археологи обнаружили многочисленные фрагменты гипсовой погребальной маски. Ученые отметили, что могила была серьезно потревожена грызунами, поэтому череп оказался смещен, а маска разбита. Кремированные останки второго индивида были вложены в погребальную «куклу».

Обнаруженное захоронение ценно в первую очередь благодаря сохранившемуся погребальному инвентарю. Археологи обнаружили десять предметов из дерева: «шкатулку», бочонок с орнаментом и сосуды. Назначение некоторых из них, например, «шкатулки», пока неизвестно, так как аналогичных предметов ранее не находилось, однако ученые надеются это прояснить с помощью химических анализов. Кроме того, дальнейшее изучение предметов, радиоуглеродный и дендрохронологический анализы позволят установить более точную дату захоронения.

Ранее на N + 1 рассказывали о других недавних находках археологов, сделанных в Сибири. Так, российские исследователи выяснили, что жители древнего поселения Катылыг-5 в Тыве научились плавить железо уже в III–IV веках нашей эры. Кроме того, сибирские археологи раскопали в Хакасии несколько могильников тагарской культуры эпохи поздней бронзы и раннего железа.

В Скандинавских горах вытаяли элементы узды эпохи викингов