Археологи уточнили хронологию бронзового века в Минусинской котловине с помощью радиоуглеродных датировок, полученных методом ускорительной масс-спектрометрии. Оказалось, что афанасьевская культура занимала Средний Енисей в XXX–XXV веках до нашей эры, сосуществуя последнее столетие с окуневской культурой (XXVI–XVIII века до нашей эры). Около трехсот лет этот регион занимали андроновцы, которых в конце XV века сменили носители карасукской культуры. Результаты исследования опубликованы в журнале Вестник Санкт-Петербургского университета. История.
В Южной Сибири на территории современной Республики Хакасия и Красноярского края расположена Минусинская котловина. Благодаря своему микроклимату минусинские степи привлекали внимание скотоводов с глубокой древности. В эпоху энеолита и ранней бронзы до Минусинской котловины добрались первые скотоводы Южной Сибири — племена афанасьевской археологической культуры, возникшей в результате миграции ямников из Волго-Донских степей на восток.
Афанасьевцы, по всей видимости, принесли с собой много новшеств — первые металлические орудия, животноводство, строительство погребальных курганов и, вероятно, индоевропейские языки. Им на смену на Среднем Енисее пришли носители окуневской культуры — потомки древнего сибирского населения, генетически близкого к коренным американцам. Антропологи отмечают, что это было смешанное европеоидно-монголоидное население. Племена этой культуры уже освоили литье бронзы и оставили после себя необычные памятники искусства — каменные стелы с антропоморфными изображениями.
В эпоху развитой бронзы из степей Южного Урала и Казахстана в Южную Сибирь проникают племена андроновской (федоровской) культуры, которую, как и афанасьевскую, относят к вероятным носителям индоиранских языков. Андроновцы жили оседло, занимаясь как скотоводством, так и земледелием. Проникнув в таежную зону, носители этой культуры столкнулись с коренным населением, в результате чего в Сибири сложился целый ряд смешанных культур. На смену андроновцам в эпоху поздней бронзы пришло мультиэтничное население карасукской культуры
Андрей Поляков (Andrei Poliakov) из Института истории материальной культуры РАН и Светлана Святко (Svetlana Svyatko) из Королевского университета Белфаста исследовали время распространения в Минусинской котловине разных археологических культур бронзового века. В своей работе они опирались на радиоуглеродные датировки, полученные методом ускорительной масс-спектрометрии. Ученые принимали во внимание только современные датировки, полученные по единой процедуре калибровки и обработанные программой OxCal.
Особое внимание археологи уделили памятникам афанасьевской культуры, которые часто относили к XXXVII–XXV векам до нашей эры. В то же время афанасьевских могильников известно достаточно немного для такого продолжительного периода. Кроме того, некоторые их памятники древнее ямной культуры, от которой, по данным антропологов и палеогенетиков, произошли афанасьевцы. Последние же исследования показали, что алтайские образцы оказались на 600–700 лет моложе, чем считалось раньше.
Результаты исследования, полученные на 36 образцах из Минусинской котловины, показали, что афанасьевские памятники относятся к XXX–XXV векам до нашей эры. По мнению ученых, это не оставляет сомнений, что они возникли в результате миграции части племен ямников на восток. Во второй половине XXVI века до нашей эры в регионе также начала распространяться окуневская культура, которая около столетия сосуществовала с афанасьевской. Археологи отметили, что это заметно и по изменившейся погребальной традиции афанасьевцев, наблюдаемой на поздних памятниках.
Окуневская культура, судя по 61 радиоуглеродной датировке, существовала около 800–850 лет, то есть около XXVI–XVIII веков до нашей эры. Археологи также устранили противоречия в периодизации этой культуры. Так, уйбатский этап они отнесли к концу XXVI–XXIII веку до нашей эры, черновский — к XXII–XX векам, а разливский — к XIX–XVIII векам. Проблемы с этим делением были связаны с традицией окуневских племен проникать в могилы своих предков и нередко перемещать останки.
Исследователи отметили, что ранее поднималась проблема о 150-летнем разрыве в датировках между памятниками окуневской и андроновской (федоровской) культур. По мере накопления датировок выяснилось, что андроновцы занимали Средний Енисей в XVII–XV веках, то есть не более трехсот лет.
Поздний бронзовый век Минусинской котловины связан с карасукской культурой. Наиболее ранние памятники, по данным археологов, датируются концом XV–XIII веком до нашей эры. Финал карасукской культуры относится к рубежу IX–VIII веков, когда ей на смену пришли племена скифо-сибирского мира, в частности носители тагарской культуры.
Ранее на N + 1 рассказывали, что афанасьевцы из Горного Алтая принесли культуру скотоводства в Монголию. Кроме того, палеогенетики выяснили, что таримские мумии не были потомками афанасьевцев, а происходили от более древнего сибирского населения, оказавшегося в Северной Евразии еще в эпоху палеолита.
Михаил Подрезов
Возраст серебряной монеты составляет около 1800 лет
Восьмилетний мальчик, игравший в августе прошлого года в песочнице в своей начальной школе, обнаружил необычный артефакт, который он показал своим родителям. Предмет оказался древнеримским серебряным денарием массой 2,4 грамма, который отчеканили во времена правления императора Марка Аврелия (161–180 годы нашей эры), то есть более 1800 лет назад. По-видимому, обнаруженная монета представляет собой свидетельство торговли между римлянами и хавками — древнегерманским племенем, населявшим эти земли в первых веках нашей эры. Как сообщает пресс-служба Сената Вольного ганзейского города Бремен, это всего лишь третья подобная находка, сделанная на территории города, и первая за несколько десятилетий.