В Хакасии обнаружили богатое непотревоженное женское погребение эпохи бронзы

Сибирские археологи раскопали два кургана могильника Аскиз-17, относящегося к карасукской культуре, и обнаружили неразграбленное женское погребение эпохи бронзы. Помимо останков ученые нашли многочисленные украшения, изготовленные в едином стиле из бронзы, а также керамический сосуд и заупокойную пищу. Погребение датировано X–VIII веками до нашей эры. О находке сообщается в пресс-релизе Института археологии и этнографии СО РАН.

На территории Южной Сибири и Казахстана в эпоху поздней бронзы (XIII–VIII века до нашей эры) получила распространение карасукская археологическая культура, получившая свое название по памятникам на одноименной реке в Минусинской котловине. Эта культура известна в первую очередь по могильникам, которые представляют собой ряд захоронений в каменных ящиках, располагающихся под курганами. В настоящее время раскопано не менее двух тысяч захоронений, в которых помимо останков обычно находятся глиняные сосуды, заупокойная пища, а также бронзовые артефакты.

В женских погребениях карасукской культуры чаще всего встречаются бронзовые проволочные спиральные височные кольца. В одной могиле археологи находили до восьми экземпляров колец. Это указывает на то, что женщины носили по три или четыре изделия у каждого виска, которые были соединены между собой. По всей видимости, их использовали для украшения прически или головного убора. В погребениях могильников Чазы обнаружили бронзовые подвески с цилиндрическими выступали, а также продольными и поперечными желобками. В некоторых могилах встречаются бронзовые трубочки-пронизки или карасукские «гвоздики».

Сотрудники Сагайского археологического отряда Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Олега Митько (Oleg Mitko) провели исследование курганов 2 и 3 могильника Аскиз-17 (Аскизский район Республики Хакасия), насыпи которых значительно пострадали в ходе строительства дороги и устройства снегозащитной лесополосы. Центральные могилы в оградах обоих объектов оказались ограбленными. Однако в пристроенной каменной конструкции кургана 3 археологи нашли непотревоженное захоронение, относящееся к эпохе бронзы.

Под оградой, сооруженной из крупных плит и засыпанной скальными обломками, находилась небольшая могильная яма глубиной около 75 сантиметров, в которой лежали останки женщины с необычным комплектом бронзовых украшений. Сохранность костей оказалась плохой, однако был сохранен анатомический порядок. Женщина лежала на спине, а ее голова направлена на юго-восток. Рядом с ногами умершей были помещены лопатка и кости передней ноги крупного рогатого животного, вместе с которыми находился обломок бронзового ножа.

У головы женщины находился керамический сосуд, который под тяжестью насыпи развалился на несколько частей. Рядом с черепом лежали две украшенные орнаментом пластины треугольной формы и по три с каждой стороны крупных височных кольца с двумя пронизками. Чуть выше запястья лежал бронзовый браслет, покрытый крупными жемчужинами на концах и шахматным орнаментом. На четырех пальцах левой руки находились бронзовые литые перстни, украшенные двумя крупными выпуклыми жемчужинами.

У правого локтя женщины археологи нашли литую бляху диаметром около девяти сантиметров, также украшенную выпуклыми жемчужинами. Кроме того, в могиле обнаружили восемь мелких бронзовых пуговиц, изготовленным в едином стиле. Археологи предполагают, что вся коллекция артефактов была отлита на заказ или приобретена у мастера-литейщика. Погребение относится к каменноложскому этапу карасукской культуры и датировано X–VIII веками до нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических находках, сделанных в Хакасии. Так, исследователи обнаружили захоронение таштыкской культуры, сделанное около 1700 лет назад в деревянном срубе, в котором располагались скелет женщины и кремированные останки второго человека. Кроме того, сибирские ученые раскопали несколько могильников тагарской культуры, в которых нашли многочисленные артефакты эпохи поздней бронзы и раннего железа.

Археологи выявили в Гнёздове связанный с путем «из варяг в греки» причал