Археологи обнаружили в могиле таштыкской культуры свидетельства древней эксгумации

Археологи обнаружили в Хакасии погребальный сруб III–IV века нашей эры, в котором находились кремированные останки одного человека и несколько необожженных костей другого. Исследователи считают, что через некоторое время после погребения по обряду ингумации таштыкцы эксгумировали большую часть останков покойного и вновь аккуратно закрыли сруб. По всей видимости, это произошло в рамках многоэтапного погребального обряда. Результаты исследования опубликованы в журнале Сибирские исторические исследования.

Во II–I веках до нашей эры в Минусинскую котловину мигрировали новые популяции людей, которые смешавшись с потомками представителей тагарской культуры сформировали таштыкскую культуру раннего железного века. Памятники этого времени характеризуются неоднородностью погребального обряда. Своих умерших таштыкцы хоронили как в грунтовых могилах, так и в каменных склепах. Внутри могил, как правило, размещался деревянный сруб, в котором хоронили обычно по несколько человек. Примечательно, что даже внутри одного погребения людей хоронили как по обряду кремации, так и ингумации.

На левом берегу реки Енисей в Боградском районе Республики Хакасия расположен Оглахтинский грунтовый могильник, относящийся к раннему этапу таштыкской археологической культуры. Памятник был случайно открыт в 1902 году местным жителем, который верхом на лошади провалился в погребальную камеру из лиственничных бревен, не выдержавшую тяжести грунта и всадника. Спустя год археологи начали здесь работы, выявившие необычные находки мумий в гипсовых масках, погребальных чучел и органических изделий. Раскопки несколько раз прерывались на десятилетия, а о могильнике забывали, однако в последние годы активные работы на нем вновь продолжились.

Ольга Зайцева (Olga Zaitceva) из Томского государственного университета совместно с сибирскими археологами представила результаты раскопок на аварийном участке Оглахтинского могильника, которые проходили в 2020 году. Обнаружив провал грунта, ученые заложили раскоп размером 10×8 метров, на краю которого им удалось обнаружить захоронение, сделанное в погребальном срубе размером 2×1,15×0,4 метра. Сруб был перекрыт бревнами и неповрежденной берестой, что указывает на ненарушенный характер погребения. Однако семь бревен из перекрытия с течением времени и под тяжестью грунта надломились и частично провалились внутрь камеры.

На дне сруба оказалось берестяное полотнище, на котором находились артефакты и человеческие кости. В погребении располагались останки, вероятно, двух взрослых человек, которые были представлены кремированными и не кремированными костями. Компактное расположение кремированных останков указывает на то, что они были помещены внутрь погребальной куклы, которая не сохранилась.

Отдельные необожженные кости конечностей взрослого человека были найдены вне анатомического порядка. Все они принадлежали, по всей видимости, взрослому человеку возрастом 20–40 лет. Археологи также обнаружили фрагменты гипсовой погребальной маски со следами красной краски. Кроме того, ученые нашли железный язычок от пряжки и скопление семян. Радиоуглеродный анализ показал, что могила относится к III–IV векам нашей эры.

Археологи отметили, что, по всей видимости, в могилу изначально поместили двух человек, одного — по обряду ингумации, второго — кремации, что в целом характерно для таштыкских могильников. Однако некомплектность костяка вызывает вопросы. Ученые исключили, что могила была нарушена при ограблении. По мнению археологов, единственным предположением, объясняющим находку, могут служить постпогребальные действия.

По всей видимости, через некоторое время после погребения мумифицированных останков, за которое мягкие ткани успели истлеть, большая часть останков была аккуратно извлечена. Далее сруб был вновь аккуратно законсервирован, после чего были проведены некие обрядовые действия. На это указывают обнаруженные над срубом овечьи кости и разбитый керамический сосуд. По мнению археологов, это демонстрация сложного и многоэтапного погребального ритуала.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях Оглахтинского могильника. Так, археологи обнаружили внутри погребальной куклы III–IV века нашей эры кремированные останки взрослого мужчины 20–45 лет. Кроме того, исследователи раскопали погребение в деревянном срубе, внутри которого находился женский скелет и остатки погребальной куклы возрастом около 1700 лет.

В Уэльсе впервые нашли клад золотых монет железного века