В Нидерландах нашли более вирулентную разновидность ВИЧ

Наблюдая за участниками крупного исследования BEEHIVE, нидерландские вирусологи нашли группу пациентов, зараженных необычным вариантом ВИЧ. В их крови было больше вирусных частиц, а число Т-клеток падало быстрее, чем у других пациентов. Из этого ученые сделали вывод, что перед ними более вирулентная разновидность ВИЧ. Что стимулировало ее появление, пока неизвестно — судя по филогенетическим данным, этот вариант появился не менее 30 лет назад. Исследование опубликовано в журнале Science.

Вопреки распространенному убеждению, патогены со временем не всегда становятся менее «агрессивными» по отношению к хозяину. В материале «Начало прекрасной дружбы?» мы рассказывали о том, что есть примеры изменений и в обратную сторону, но чаще всего эту «агрессивность» просто невозможно точно измерить и отследить. В случае с ВИЧ, хоть эпидемия и возникла совсем недавно, буквально на глазах у вирусологов, они тоже до сих пор спорят о том, в каком направлении движется эволюция вируса.

С одной стороны, теория компромисса (trade-off) предполагает, что чрезмерная вирулентность мешает вирусу распространяться — потому что хозяева начинают умирать, не успев передать вирус дальше — и поэтому она не должна расти постоянно. С другой стороны, в развитых странах на эволюцию ВИЧ накладываются дополнительные ограничения: многие инфицированные проходят антиретровирусную терапию, подавляя размножение вируса, и тому должно быть выгодно нарастить свою концентрацию побыстрее, чтобы успеть перепрыгнуть на следующего хозяина, пока в дело не вступили лекарства.

Возможно, именно поэтому из разных стран мира приходят противоречивые сведения. Например, есть данные о том, что в Уганде более вирулентный (то есть наносящий больше вреда человеку) вариант D уступил место менее вирулентному варианту А. А в США, напротив, считается, что вирулентность ВИЧ растет.

Теперь Крис Ваймант (Chris Wymant) из Оксфордского университета вместе с коллегами опубликовал данные о новом варианте вируса. В рамках проекта BEEHIVE, который следит за здоровьем ВИЧ-инфицированных с выявленной на ранних стадиях инфекцией, авторы работы заметили 17 пациентов с повышенной вирусной нагрузкой (то есть числом копий вируса в крови): 15 из них жили в Нидерландах, один в Швейцарии и еще один в Бельгии. Во всех их образцах обнаружился один вариант вируса — разновидность варианта B. Позже исследователи нашли еще 92 носителей этого же варианта в нидерландской базе данных.

У носителей нового варианта вирусных копий было примерно в 3,5 раза больше, чем у других ВИЧ-инфицированных. А CD4-положительных Т-клеток — основной мишени для вируса — у них было меньше уже на момент постановки диагноза, и число их снижалось быстрее, чем у носителей «обычного» ВИЧ. Критической считается отметка в 350 клеток на кубический миллиметр — даже если в этот момент начать терапию, возможны осложнения. Эту отметку ВИЧ-инфицированные обычно проходят за несколько лет, а носители новой разновидности B, по подсчетам авторов статьи, должны были пройти за 9 месяцев.

Правда, никаких отличий по смертности у пациентов с разными вариантами исследователи не заметили. Возможно, это связано с тем, что носители нового варианта раньше начинали лечение — а если бы этого не происходило, то их риск умереть был бы сильно выше. Тем не менее, авторы работы заключили, что эта разновидность варианта В является более вирулентной — поскольку свою непосредственную мишень, Т-клетки, она разрушает быстрее обычного.

Можно было бы предположить, что более агрессивный вариант появился под давлением лекарств. Однако исследователи обнаружили одного носителя нового варианта, который получил свой диагноз еще в 1992 году — на 10 лет раньше, чем остальные пациенты в базе данных. В геноме вируса из его образца нашлись многие мутации, характерные для варианта В 2000-х годов. Это значит, что эволюция в сторону повышенной вирулентности началась еще до 1992 года — и до появления эффективной терапии.

Таким образом, данные о новом варианте не подтверждают и не опровергают гипотезу о том, что лекарства могут быть двигателем для эволюции ВИЧ в сторону повышенной вирулентности. Тем не менее, авторы работы высказывают свою точку зрения по этому вопросу, согласно которой лучший способ не дать вирусу эволюционировать — это не дать ему размножаться, то есть начать лечение. Кроме того, они отмечают, что история с новым вариантом в очередной раз показывает, что, если вовремя пройти тест и получить терапию, то можно избежать последствий этой повышенной вирулентности.

Но про ВИЧ есть и хорошие новости. Так, недавно у женщины заподозрили естественное излечение от инфекции — это второй такой известный случай в мире. Кроме того, в США появились инъекции для профилактики заражения, более удобные по сравнению с таблетками, которые нужно принимать постоянно. А компания Moderna запустила испытания своей мРНК-вакцины против ВИЧ.

Антипсихотики повысили риск переломов и пневмонии у людей с деменцией