Оплату по лицу запустили во всем московском метрополитене

Оплата проезда с помощью системы распознавания лиц заработала на всех станциях, сообщает сайт Московского метрополитена. Пока система работает в тестовом режиме, но записаться на тестирование может любой желающий.

Прогресс в области компьютерного зрения в последние годы позволил многим странам массово применять системы распознавания лиц в общественных местах. В основном они используются правоохранительными органами в городских системах видеонаблюдения, в московском метро такая система появилась в 2018 году. Благодаря тому, что алгоритмы могут без остановки просматривать лица людей в потоке, причем с большого количества камер, правоохранители могут эффективнее выявлять людей из базы розыска. Однако многие исследователи и общественные деятели считают, что подобные системы — это слишком мощный инструмент, злоупотребление которым со стороны властей представляет собой серьезную опасность для общества. Более того, уже есть немало примеров применения распознавания лиц государствами для в политических целях: в Китае власти следят с его помощью за уйгурами, а в России за участниками митингов. Из-за этих опасений и отсутствия понимания, как лучше разрешить эту проблему, некоторые крупные города, регионы и даже объединения стран, такие как ЕС, уже ввели или обсуждают ввод временного моратория на применение систем распознавания лиц в общественных местах государственными органами.

Но у систем распознавания лиц в общественных местах, в том числе и в России, постепенно появляется и гражданское применение, непосредственно упрощающее жизнь обычных людей. Например, оплату с помощью лица тестируют в московском магазине без касс, в аэропорту «Шереметьево» скоро разрешат садиться в самолет через биометрические турникеты, а в московском метро летом начали тестировать оплату проезда по лицу Face Pay. Первые турникеты с камерами появились еще весной 2019 года, но долгое время метрополитен тестировал систему на своих сотрудниках и лишь недавно пригласил в программу тестирования пассажиров. Сначала публично доступное тестирование проходило только на Филевской линии и записаться в него могла лишь тысяча человек.

Теперь метрополитен запустил Face Pay на всех линиях и станциях, а также убрал ограничение по числу участников. Пока система еще находится в экспериментальной фазе, у нее все еще есть ограничения. Во-первых, для участия необходимо отправить заявку, которую могут и не одобрить. Во-вторых, оплата по лицу доступна только на части турникетов: перед ними на полу наклеен соответствующий знак. В-третьих, оплата происходит с банковской карты, а проездные пока не поддерживаются. Для регистрации необходимо загрузить свою фотографию.

Метрополитен отметил, что это последний этап тестирования, после которого систему откроют для всех. Также в будущем пассажиров будут стимулировать использовать Face Pay с помощью системы скидок, подробности о которой пока неизвестны.

Одна из проблем, с которой столкнулись разработчики алгоритмов распознавания лиц в последние годы — маски, которые многие люди стали носить из-за пандемии. Незадолго до ее начала мы встретились с разработчиками российской системы FindFace и попытались обмануть ее с помощью разных методов маскировки — от необычных очков до косметической маски, закрывающей почти все лицо.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Ход мысли

Что мы знаем о том, как «думают» нейросети?

Почти везде, где мы применяем искусственный интеллект, от распознавания речи до беспилотных автомобилей, важную роль играет машинное обучение. Это большой раздел ИИ, который исследует методы построения алгоритмов, способных к обучению. В мультфильме, который мы подготовили совместно с Yandex Research, рассказываем, как обучаются нейросети и почему нам трудно (но важно) понимать логику их решений.