«Джеймс Уэбб» завершил испытания и готов к отправке на космодром

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» завершил все испытания и готов к отправке на космодром Куру, откуда отправится в космос в ноябре этого года. Ожидается, что научные наблюдения начнутся через шесть месяцев после старта, сообщается на сайте NASA.

Разработка орбитальной инфракрасной обсерватории нового поколения «Джеймс Уэбб» началась в конце прошлого века, однако из-за различных проблем сборка телескопа была закончена в 2019 году, хотя запуск изначально планировался в 2007 году. Стоимость проекта также постоянно росла и в итоге достигла 10 миллиардов долларов. После завершения сборки обсерватория в течение нескольких лет проходила целый ряд испытаний, как всей обсерватории в целом, так и отдельных ее частей, включая проверку совместимости с ракетой-носителем.

Весной этого года телескоп начали окончательно складывать в полетную конфигурацию, в которой он будет находиться во время выведения в космос. 26 августа 2021 года NASA объявило, что завершило все испытания телескопа и приступило к подготовке телескопа к перевозке по воде на космодром Куру на северо-восточном побережье Южной Америки. Ожидается, что отправка может начаться в сентябре.

После того, как «Джеймс Уэбб» прибудет на космодром, его проверят на отсутствие повреждений, заправят топливом и уберут все защитные крышки с ряда элементов телескопа. Затем обсерваторию поместят под головной обтекатель ракеты-носителя «Ариан-5», сам запуск намечен на середину ноября, при этом стартовое окно будет открыто до начала декабря. После запуска «Джеймс Уэбб» развернет солнечные батареи, затем солнцезащитный экран и главное зеркало. В течение месяца обсерватория будет добираться до гало-орбиты вокруг второй точки Лагранжа в системе Солнце — Земля, где проработает 5–10 лет. Научные наблюдения начнутся примерно через шесть месяцев после запуска.

На сегодняшний день уже утвержден список первых целей для наблюдений «Джеймса Уэбба», куда вошли самые разные объекты — от экзопланет и комет Солнечной системы до протоскоплений галактик. О том, какие открытия может сделать телескоп, можно узнать из материала «Что увидит сменщик "Хаббла"».

Таран Диморфа зондом DART оказался очень эффективен. Орбитальный период астероида изменился на 32 минуты

Столкновение зонда DART с астероидом Диморф изменило орбитальный период вращения астероида вокруг более крупного астероида Дидим на 32 минуты. Это значение, полученное на основе данных наблюдений наземных телескопов выше, чем предполагали модели, что подтверждает эффективность метода кинетического тарана, сообщается на сайте NASA.