Использование компьютера и видеоигр более часа в день связали с плохой успеваемостью детей

Teenage Mutant Ninja Turtles / Murakami Wolf Swenson, Fred Wolf Films, 1987-1996

Использование компьютера и видеоигр более одного часа в день по будням негативно ассоциируется с успеваемостью детей в средней школе. К такому выводу пришли ученые, оценив результаты экзаменов школьников и количество времени, которое они пользуются современными технологиями. При этом если дети в выходные проводят меньше часа за компьютером и видеоиграми, то это позитивно ассоциируется с успеваемостью. Исследование опубликовано в Computers in Human Behavior.

Дискуссии вокруг современных технологий и их влияния на детей уже многие годы не прекращаются. Одни исследователи видят вред в их использовании в любых целях, а другие говорят о зависимости от просматриваемого контента. Мы недавно писали, что в последние годы влияние технологий на психику детей и подростков оставалось постоянным, но пока не известно, изменили ли ситуацию коронавирусные ограничения.

Во время пандемии практически все школы перевели учеников на дистанционное обучение, поэтому вопрос о влиянии интернета и компьютера на успеваемость школьников поднимается все чаще. Использование технологий оказывает на успеваемость неоднозначный эффект. Например, показ цифрового контента способен улучшить восприятие информации, а видеоигры могут помочь в тренировке памяти и внимания. Появляются данные и о негативном влиянии технологий на успеваемость детей. Мы уже писали, что дети, которые в начальных классах смотрят телевизор более двух часов в день, отстают от сверстников по чтению, а те, кто использует компьютер более часа в день, хуже осваивают счет. По-видимому, влияние технологий на обучение зависит от количества времени, проведенного перед телевизором и компьютером.

Группа ученых из Китая и США под руководством Лии Новер (Lia Nower) изучила, как время, проведенное за компьютером и видеоиграми, связано с успеваемостью китайских школьников. Исследование включало в себя 9449 детей из средней школы (средний возраст 13,54 лет), за которыми наблюдали в течение года. Школьники сдавали несколько экзаменов по английскому, математике и китайскому, а также им проводили тесты для оценки когнитивных функций. В конце года у детей провели опрос по поводу их эмоционального состояния, мотивации к обучению и прогулов. Также у школьников спросили, как много времени они проводят за компьютером или видеоиграми в будние дни и выходные. Для статистического анализа использовали мультивариативную регрессию.

Оказалось, что 40 процентов детей пользовались интернетом или играли в видеоигры в будние дни, и 62 процента делали это в выходные. Использование интернета и видеоигр более одного часа в будние дни и более четырех часов в выходные негативно ассоциировалось с успеваемостью по всем предметам и результатами когнитивных тестов, также такие дети были менее мотивированы к обучению, чаще прогуливали и не могли сконцентрироваться во время уроков (везде p < 0,01). Интересно, что дети, которые использовали интернет и играли в видеоигры по выходным не больше часа, меньше скучали в школе и имели более высокие результаты когнитивных тестов по итогам года (p < 0,05). На полученные в работе связи не повлиял пол детей.

Ученые заключают, что чрезмерное увлечение компьютером и видеоиграми у детей ведет к снижению их успеваемости, но умеренное их использование по выходным помогает школьникам в обучении. По мнению авторов, это особенно важно учитывать из-за введенного во время пандемии дистанционного обучения, во время которого дети имеют неограниченный доступ к интернету, и взрослые не всегда могут их контролировать. Среди ограничений в работе ученые называют использование национальной выборки (результаты в разных странах могут отличаться), а также возможное недооценивание детьми времени, проведенного за компьютером и видеоиграми.

Кроме развлекательных видеоигр, существуют и те, которые специально разработали для эмоционального развития подростков. Такую игру создали американские психологи, чтобы помочь пациентам, испытывающим затруднения при определении настроения окружающих, например при расстройствах аутистического спектра.

Анастасия Кузнецова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.