Канадские ученые выяснили, что, по сравнению с пользованием социальных сетей и просмотром телевизора, видеоигры и компьютер не связаны с увеличением симптомов депрессии. С помощью долгосрочного исследования с участием почти четырех тысяч подростков они, таким образом, показали, что отрицательное воздействие на психику гаджетов зависит от характера их использования. Статья опубликована в журнале JAMA Pediatrics.
Многие родители пытаются ограничить использование гаджетов своими детьми и подростками из-за отчасти ошибочной идеи о том, что технологии негативно влияют на психику в процессе развития. Например, видеоигры со сценами насилия принято обвинять в повышении агрессии пользователей (исследования, напротив, указывают на отсутствие связи). Масштабные исследования с большим количеством участников указывают на то, что положительная корреляция между использованием гаджетов и психическим состоянием подростков достаточно незначительная: такой же вред наносит потребление картофеля и молока, а также ношение очков.
При этом большинство исследований смотрят на использование гаджетов достаточно поверхностно, не разграничивая то, как именно участники используют технологии. Переменная эта, однако, может быть важной, а в особенности — для психического состояния: к примеру, исследователи Facebook отмечают, что частое использование социальных сетей ухудшает настроение, а вот сокращение времени может избавить от ощущения одиночества и уменьшить симптомы депрессии.
Именно поэтому в новом исследовании ученые под руководством Патриции Конрад (Patricia Conrad) из Монреальского университета разделили независимую переменную (использование гаджетов) на четыре: пользование социальными сетями, просмотр телевизора, использование компьютера и компьютерные игры. В качестве зависимой переменной, воздействие на которую оценивалось, ученые оценивали наличие симптомов депрессии по специальному опроснику. Также дополнительно ученые оценивали уровень физической активности участников, а именно — зависит ли он от использования гаджетов.
Всего в исследовании приняли участие 3826 человек: на момент начала наблюдений (всего они продлились четыре года) их средний возраст составлял 12,7 года. Данные об использовании гаджетов и наличии симптомов депрессии исследователи собирали ежегодно.
Ученые выяснили, что один дополнительный час использования социальных сетей увеличивает тяжесть депрессивных симптомов в течение последующих четырех лет на 0,64 балла (по шкале от 0 до 28), а просмотр телевизора — на 0,69 балла. Подобной взаимосвязи ученые не обнаружили для использования компьютера и видеоигр. Также они выяснили, что повышение использования гаджетов не влияет на изменения в показателях величины физической активности.
Несмотря на то, что снижение физической активности может быть связано с депрессией, в этой работе исследователи показали, что этот показатель незначим, а точнее — что он не регулируется тем, как много времени подростки проводят за использованием гаджетов. Следовательно, заключают ученые, причина в действительности может быть в характере использования гаджетов, а именно — в том, что на психическое состояние детей влияют то, что они видят при просмотре телевизора и использования социальных сетей.
Интересно, что существуют исследования, которые указывают на связь между использованием социальных сетей и изменением психического состояния подростков. Это, к примеру, касается синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Елизавета Ивтушок
И чаще выбирали секретную награду вместо известной
Человеческие дети более любопытны, чем орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо. К такому выводу пришли американские исследователи, когда провели эксперименты с большими человекообразными обезьянами и детьми от трех до пяти лет. В них обнаружилось, что в условиях неопределенности дети чаще выбирают непрозрачную чашку с неизвестной наградой вместо прозрачной чашки, содержимое которых можно увидеть. А обезьяны — наоборот. Работа опубликована в PLoS ONE.