Психологи из Оксфордского университета использовали большой (более 355 тысяч участников) датасет с информацией о жизни и здоровье подростков, чтобы проверить, как время, проведенное за использованием гаджетов, связано с психическим состоянием молодежи. Использовав статистический метод анализа кривой спецификаций, они выяснили, что технологии объясняют лишь 0,4 процента различий в показателях психического здоровья подростков — примерно столько же, сколько потребление картофеля и молока. Статья с результатами работы опубликована в Nature Human Behaviour.
Достаточно часто в проблемах с психическим состоянием подростков принято обвинять гаджеты: использование социальных сетей и различных сайтов, а также видеоигры. Научные данные по этому вопросу разнятся: некоторые работы обвиняют видеоигры в повышении риска суицида у американских студентов и связывают злоупотребление соцсетями с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), в то время как другие утверждают, что нет связи между увлечение жестокими играми и повышенной агрессией у подростков.
Подобные исследования требуют репрезентативной выборки: только с ее использованием можно сделать выводы, которые бы имели достаточную статистическую значимость и при этом могли бы быть перенесены на другую популяцию, то есть обладали бы высокой внешней валидностью. Большие датасеты в социологических и психологических исследованиях также важны еще и потому, что позволяют учесть все возможные побочные переменные, которые могут повлиять на результат: к примеру, если ученому необходимо проследить корреляцию между использованием гаджетов подростком и его психическим состоянием, в качестве очень важной побочной переменной он должен будет использовать социоэкономическое положение его родителей, историю наличия у них самих психических расстройств и их отношения с ребенком. Другими словами, использовать одни лишь только данные о пребывании в социальных сетях, просмотре телевизора и увлечении видеоиграми, с одной стороны, и о психическом здоровье, с другой, нельзя. Кроме того, при использовании больших датасетов нельзя учитывать только уровень значимости: из-за большого количества данных различие между сравниваемыми группами может быть значимым статистически, но в реальных цифрах иметь совершенно небольшое и непрактичное значение.
Эми Орбен (Amy Orben) и Эндрю Пшибыльски (Andrew K. Przybylski) решили использовать статистический метод, который позволяет эмпирически протестировать гипотезу и оценить все факторы, которые могут повлиять на зависимую переменную — анализ кривой спецификаций (specification-curve anaysis). Такой метод является разновидностью регрессионной модели и позволяет проверить все возможные валидные гипотезы на количественных данных, а не только те, которые поставлены исследователем. Другими словами, вместо того, чтобы проверить зависимость между использованием гаджетов и психическим состоянием, исследователи смогли проверить зависимость психического состояния от всех факторов, для которых было доступно достаточно информации.
Для этого ученые использовали несколько крупных датасетов, содержащих данные о подростках, родившихся в начале 2000-х годов в США и Великобритании: всего в анализе использовались данные о 355358 подростках. В качестве показателя психического здоровья, в зависимости от датасета, были использованы данные о психическом самочувствии подростков (включая ответы на вопросы вроде «Считаете ли вы свою жизнь бессмысленной?»), попытках суицида и уровне одиночества.
В результате ученые действительно обнаружили статистически значимую негативную корреляцию между использованием гаджетов и психическим состоянием, но она была очень мала. Авторы рассчитали, что этот фактор может объяснить только около 0,4 процента различий в психическом состоянии подростков из выборки: примерно такое же влияние на этот показатель у потребления молока и картофеля, а также ношения очков. Переменными, которые в действительности негативно ассоциируются с психическим самочувствием подростков, оказались курение сигарет и марихуаны, драки и буллинг, а среди позитивных факторов ученые отметили достаточное количество сна, регулярный завтрак и потребление овощей и фруктов.
Авторы работы отмечают важность учета всех факторов, которые могут значимыми для самочувствия и психического здоровья подростков, и указывают на то, что использование гаджетов может быть не таким опасным, как временами утверждается. Тем не менее, авторы подчеркивают, что их анализ выявил только корреляцию, и из полученных данных нельзя с уверенностью выделить информацию о каких-либо причинно-следственных связях: для этого, как минимум, необходимо проводить долгосрочные исследования.
Прошедшей осенью американские ученые провели небольшое исследование с участием 143 студентов, с помощью которого показали, что сокращение времени в социальных сетях может положительно сказаться на психическом самочувствии: уменьшить симптомы депрессии и чувство одиночества.
Елизавета Ивтушок
Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них. В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток. Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев. Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05). Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке. Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее). Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p