Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них.
В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток.
Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев.
Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05).
Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке.
Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее).
Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p<0,05) и оценку положительных эмоций (p < 0,05), а оценка отрицательных эмоций снижается (p < 0,05).
По сравнению с первым сеансом электрическая активность кожи повышалась у участников экспериментальной группы во время второго сеанса, что говорит о повышенном потоотделении. Частота сердечных сокращений не отличалась между группами и сеансами. Однако у участников экспериментальной группы зрачки достоверно больше расширялись во время второго сеанса по сравнению с первым: просмотр картин после прочтения описательной таблички вызывал расширение зрачка. При этом во время второго сеанса у участников экспериментальной группы взгляд достоверно двигался по деталям, которые были описаны в поясняющей табличке. Участники контрольной группы чаще фиксировали взгляд в центре картины.
В целом, это исследование показывает, что чтение подробной информации о картине, в том числе описание содержания картины, приводит к изменению в суждениях и проявлении эмоций после переживаемого эстетического опыта художественного искусства. Из чего ученые делают вывод о важности музейных этикеток для повышения привлекательности художественных музеев — в частности, музеев современного искусства
Разные виды искусства часто становятся объектом исследования психологов. Так, например, они выяснили, что посещение театра делает зрителей эмпатичнее и мотивирует их к благотворительности.
Возможность списать во время онлайн-экзамена, по всей видимости, не принесла особой выгоды
Почти две тысячи американских студентов, которые сдали экзамены дистанционно, получили за них оценки, очень похожие на результаты очных экзаменов. Даже несмотря на то, что во время онлайн-экзамена не контролировался доступ к внешним источникам информации — списать было возможно, но, по всей видимости, это не принесло заметной выгоды. Статья опубликована в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.