Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них.
В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток.
Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев.
Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05).
Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке.
Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее).
Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p<0,05) и оценку положительных эмоций (p < 0,05), а оценка отрицательных эмоций снижается (p < 0,05).
По сравнению с первым сеансом электрическая активность кожи повышалась у участников экспериментальной группы во время второго сеанса, что говорит о повышенном потоотделении. Частота сердечных сокращений не отличалась между группами и сеансами. Однако у участников экспериментальной группы зрачки достоверно больше расширялись во время второго сеанса по сравнению с первым: просмотр картин после прочтения описательной таблички вызывал расширение зрачка. При этом во время второго сеанса у участников экспериментальной группы взгляд достоверно двигался по деталям, которые были описаны в поясняющей табличке. Участники контрольной группы чаще фиксировали взгляд в центре картины.
В целом, это исследование показывает, что чтение подробной информации о картине, в том числе описание содержания картины, приводит к изменению в суждениях и проявлении эмоций после переживаемого эстетического опыта художественного искусства. Из чего ученые делают вывод о важности музейных этикеток для повышения привлекательности художественных музеев — в частности, музеев современного искусства
Разные виды искусства часто становятся объектом исследования психологов. Так, например, они выяснили, что посещение театра делает зрителей эмпатичнее и мотивирует их к благотворительности.
В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Зачем мы храним тайны? Как выбираем, о чем рассказать, а что не доверять никому? И почему не делимся даже тем, что характеризует нас исключительно с положительной стороны? В книге «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, психолог Майкл Слепян рассказывает, как появляются секреты и зачем они нужны людям. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как шимпанзе хранят тайны и в чем их превосходят младенцы.