Дети, которые в начальных классах смотрят телевизор более двух часов в день, отстают от сверстников по чтению, а те, кто использует компьютер более часа в день, хуже осваивают счет. В то же время видеоигры никак не связаны с успеваемостью младших школьников. К такому выводу пришли австралийские психологи, которые в течение двух лет оценивали влияние компьютера, игр и телевидения на успеваемость 1239 детей в возрасте восьми-девяти лет. Статья опубликована в журнале PLOS One.
Использование компьютера и смартфона, просмотр телевизора и увлечение видеоиграми давно стали популярным видом досуга среди школьников, поэтому их влияние на жизнь детей ученые изучают с разных сторон. Некоторые подобные исследования указывают на риски для здоровья, такие как ожирение и нарушение сна, а в других работах авторы говорят о воздействии на психическое здоровье детей. Напротив, есть публикации, которые обсуждают роль медиа в формировании социальных связей и подчеркивают положительное влияние видеоигр на усвоение детьми различных навыков.
На этом фоне также возникает вопрос о значении медиа в обучении: с одной стороны, их использование делает информацию доступной, облегчает поиск и ускоряет коммуникацию, но с другой — может тормозить развитие отдельных навыков или снижать успеваемость в целом.
Группа психологов под руководством Лизы Манди (Lisa Mundy) из Мельбурнского университета провела долгосрочное исследование влияния просмотра телевизора, использования компьютера и увлечения видеоиграми на успеваемость младших школьников. В исследовании приняли участие 1239 детей из третьих классов 43 мельбурнских начальных школ. К концу исследования дети уже учились в пятом классе.
Исследователи ежегодно посещали каждую школу и с согласия родителей тестировали детей с помощью Национальной программы оценки грамотности и навыков счета (NAPLAN). NAPLAN измеряет академическую успеваемость в четырех областях: чтение, письмо, счет и языковые навыки (орфография, грамматика и пунктуация). Выполнение теста по каждому предмету оценивается от 0 до 1000 баллов, причем учащиеся третьего класса в возрасте 8–9 лет с результатом меньше 270 считаются успевающими ниже национального минимального стандарта, а в пятом классе для возраста 10–11 лет минимальный стандарт составляет 374. О том, сколько часов в будние и выходные дни ребенок проводит за просмотром телевизора, в интернете или за игрой исследователям рассказывали родители.
Исследователи обнаружили, что у детей, которые в возрасте 8–9 лет смотрели телевизор более двух часов в день, в возрасте 10–11 лет результаты NAPLAN по чтению были ниже возрастной нормы на 12 баллов: это соответствует задержке в обучении примерно на четыре месяца. Среди пятиклассников, которые в третьем классе пользовались компьютером более одного часа в день, оценки NAPLAN по арифметике оказались на 12 баллов ниже возрастной нормы. Примечательно, что связи между видеоиграми и успеваемостью ученые не обнаружили.
Авторы заключили, что длительный просмотр телевизора связан со снижением академической успеваемости по чтению, а использование компьютера с течением времени может отрицательно сказаться на арифметических способностях. Отсутствие связи между успеваемостью и видеоиграми ученые объяснили тем, что в этом возрасте родители контролируют время, которое ребенок за ними проводит.
То, что разные способы досуга по-разному влияют на жизнь детей, подчеркивают и другие исследователи. Так, канадские ученые выяснили, что видеоигры не связаны с увеличением симптомов депрессии по сравнению с просмотром телевизора и использованием социальных сетей у подростков.
Екатерина Рощина
И основаны на когнитивных искажениях
Два американских исследователя проанализировали данные опросов 12,5 миллиона респондентов и выяснили, что последние 70 лет люди в 60 странах мира считали, что моральное состояние общества деградирует. При этом год от года их оценки добродетельности своих современников практически не менялись. Результаты исследования и их интерпретация опубликованы в Nature. Идея морального упадка современного общества широко известна и восходит как минимум к античности. Так, например, еще в 399 году до нашей эры афинский суд присяжных приговорил одного из граждан полиса к смерти за то, что он «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». А римский историк Тит Ливий начинает свой труд Ab urbe condita с надежды, что его читатель «последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен». Практически в любой письменной культуре можно найти литературные памятники, упоминающие, среди прочего, моральную деградацию современности. Однако все эти свидетельства редко уходят дальше качественной оценки морали современности. В ХХ веке, вместе с развитием исследовательских техник в социологии и технологическим прогрессом в области телекоммуникаций, у ученых появилась возможность проводить количественные измерения общественной морали. Адам Мастроянни (Adam M. Mastroianni) из Колумбийского университета в Нью-Йорке вместе с Дэниэлом Гилбертом (Daniel T. Gilbert) собрали и проанализировали опросы 220 тысяч американцев, которые проводились с 1949 по 2019 год и включали в себя такие вопросы: «стало ли наше общество за последние десятилетия менее честным и нравственным, более, или же степень, в которой люди честны и нравственны, не изменилась?»«состояние нравственных ценностей в этой стране целиком улучшается или ухудшается?» Большинство участников — из США и еще 59 стран — примерно в 85 процентах пунктов опросников указывали, что мораль в упадке. И доля участников, которые так отвечали, была примерно одинакова в разные годы. Больше половины опрошенных вместе с этим упоминали и о том, что современное им общество добилось определенного нравственного прогресса, как то: улучшение отношения к афроамериканцам, к людям с физическими недостатками и гомосексуалам. В 2020 году Мастроянни с Гилбертом провели еще три опроса, в которых поучаствовали в общей сложности 1230 американцев. Их просили оценить, насколько добрыми, честными, дружелюбными и хорошими были люди в 2020, 2010, 2014, 2016 годах, а также в год их рождения и год, когда им исполнилось 20. Самые низкие оценки по этой метрике во всех опросах получил 2020 год. В разные десятилетия люди верили, что этот упадок начался примерно в то время, когда они родились, и с тех пор продолжается. Причем степень этого упадка казалась тем выше, чем старше и консервативнее был респондент (авторы отдельно подчеркивают, что даже те, кто идентифицировал себя как либерала, также говорили о падении нравов). Затем ученые решили выяснить, что по мнению людей является двигателем нравственных перемен: деградацией личных качеств людей с возрастом или же смена поколений — то есть замена более нравственных людей менее нравственными. Они провели еще один опрос с 319 участниками, чтобы понять, с чем люди связывают наблюдаемый ими упадок морали. Опрошенные отвечали, что со временем снижается нравственность как отдельных людей (то есть с годами человек «портится»), так и целых поколений. Если мораль действительно непрерывно падает, то каждое следующее поколение должно все ниже и ниже оценивать уровень нравственности своих современников. В данных опросов, с которыми работали исследователи, помимо вопросов о трендах в морали, были еще и вопросы о фактических проявлениях нравственности: например, как часто в прошлом году сам респондент помогал кому-то донести до дома сумки с продуктами или все ли вчера относились к нему с должным уважением. Отобрав массив таких опросов, ученые получили выборку из четырех с половиной миллионов американцев, опрошенных между 1965 и 2020 годом. Его анализ показал, что средний уровень «фактической нравственности» в ответах респондентов остается практически неизменным. То же подтвердилось и на данных 33 опросов за пределами США. Таким образом, резюмируют ученые, люди убеждены в том, что нравственное состояние общества со временем становится только хуже, но при этом их оценки добродетельности своих современников остаются примерно на одном и том же уровне. По мнению авторов, этот эффект может возникать из-за нашей предвзятости. Исследования показывают, что мы обращаем больше внимания на негативную информацию о других людях, но при этом лучше запоминаем хорошее, чем плохое. Из-за этого нам может казаться, что сегодня зла вокруг очень много, а о том плохом, что было раньше, мы благополучно забываем. Авторы назвали этот механизм предвзятым восприятием и памятью (biased exposure and memory, BEAM). Если он правда работает, то декларируемый упадок морали должен становиться менее заметен — а то и вовсе пропадать — когда у людей спрашивают о нравственности тех, кого они считают добродетельными. Или когда спрашивают о временах до их рождения. Эту гипотезу ученые проверили с помощью еще двух опросов. В первом они спросили у 283 человек, стали ли люди в целом менее добрыми, честными и хорошими в 2020 году по сравнению с 2005. А затем поинтересовались, стали ли их знакомые — друзья и родственники — менее добрыми, честными и хорошими за это время. Респонденты ответили положительно на первый вопрос, а о людях своего круга сказали, что те за 15 лет, напротив, в среднем стали добрее и честнее. Еще 387 человек авторы попросили оценить доброту, честность и доброжелательность людей в текущем году (опрос проводился в 2021 году),в год, когда респонденту исполнилось 20, а также за 20 и за 40 лет до рождения. Опрашиваемые сочли, что в 2021 году по сравнению с годом, когда им было 20, люди были менее добрыми, честными и хорошими. А в год, когда им было 20, люди были менее добрыми, честными и хорошими, чем в год рождения респондентов. А вот представления о том, насколько более нравственны были люди, жившие в год их рождения и ранее, уже мало отличались друг от друга. Так авторы подтвердили, что иллюзия морального упадка возникает из-за когнитивных искажений. Люди переставали говорить о моральном упадке, когда речь шла о близких людях, о которых они знают много хорошего — или тех, о ком почти ничего не знали. Другое исследование, о котором мы рассказывали раньше, показало, что люди склонны считать ученых аморальными — им, по мнению опрашиваемых, важнее исследования и знания, чем мораль.