Ученые из Великобритании проанализировали связь между использованием социальных сетей, просмотром телевизора и психическим здоровьем британских и американских подростков с 1991 по 2017 год. Оказалось, что влияние этих технологий на психическое здоровье подростков в последние годы практически не изменилось. Исследование опубликовано в Clinical Psychological Science.
Многие исследователи задаются вопросом, как современные технологии влияют на детей. Пока реальных доказательств их негативного влияния на психику немного. Стоит также вспомнить историю отношения к технологиям в обществе и среди ученых. Например, в прошлом в отрицательном влиянии на подростков винили только появившееся радио. С распространением компьютерных игр все внимание переключилось на них: считалось, что они вызывают в подростках агрессию, хотя со временем это предположение отвергли. Для корректных результатов важно изучать феномен на протяжении десятилетий.
Когда появляется новая технология, про технологии-предшественники забывают, и в дальнейшем их воздействие на молодежь, как правило, не учитывается. Традиционно считается, что новая технология из-за прогресса всегда влияет на психику еще более негативно, при этом такие утверждения не всегда основываются на объективных исследованиях. Новые изобретения, появляясь, тоже не стоят на месте в своем развитии. Яркий пример тому — социальные сети, где маркетологи каждый день работают над новыми бизнес-стратегиями для привлечения внимания и удержания пользователей. Для того чтобы увидеть всю картину в целом, нужны исследования, которые охватывают как старые, так и новые технологии на протяжении десятков лет.
Британские ученые под руководством Эдрю Пшибыльского (Andrew K. Przybylski) из Оксфордского университета изучили связь между психическим здоровьем подростков и использованием современных технологий. Исследование включало в общей сложности более 430 тысяч британских и американских подростков с 10 до 15 лет. Депрессию, эмоциональное состояние, суицидальные наклонности и поведение оценивали с помощью опросников. Затем у участников узнали, сколько времени они проводят за просмотром телевидения, а также использованием компьютера и смартфона. Такие опросы проводили у разных детей в разные годы, чтобы проследить временную закономерность. Для выявления связей использовали корреляцию Пирсона.
Ученые обнаружили, что связь депрессии с использованием социальных сетей и телевидения со временем ослабела, а связь между эмоциональными проблемами и социальными сетями усилилась. При этом они не обнаружили изменений в связи между суицидальными наклонностями, поведением и просмотром телевидения и социальных сетей с течением времени.
Ученые пришли к выводу, что влияние технологий на психическое здоровье подростков в последние годы практически не изменилось. Исследователи указали на ограничения в своей работе: они не включили в нее поправки на другие переменные, которые обычно делают связи менее сильными, а также использовали субъективные методы оценки использования телевидения и соцсетей. Соцсети появились сравнительно недавно, так что оценить их долгосрочное влияние на детей предстоит в будущем.
Влияние социальных сетей на тинейджеров сейчас широко исследуется. Канадские ученые показали, что социальные сети и телевизор оказались опаснее видеоигр для психики подростков.
Анастасия Кузнецова
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.