На месте средневекового кораблекрушения нашли стеклобой для вторичной переработки

Eyal Natan et al. / Journal of Archaeological Science: Reports, 2021

Осколки стекла, обнаруженные на месте кораблекрушения средневекового торгового судна «Maʻagan Mikhael B», оказались стеклянным ломом для вторичной переработки. Типологические особенности находок, поднятых подводными археологами у израильского побережья Средиземного моря, характерны для изделий стекольных мастерских Леванта и Египта. Их продукция была важным элементом морской торговли Византии и Омейядского халифата в VII–VIII веках. Радиоуглеродная датировка сопутствующей органики помогла определить время несостоявшегося путешествия. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

В 2005 году у средиземноморского побережья Израиля в 70 метрах от берега был обнаружен потерпевший кораблекрушение средневековый корабль. Археологи назвали судно «Maʻagan Mikhael B» по имени ближайшего населенного пункта. Мааган Михаэль — Причал Михаэля — кибуц на средиземноморском побережье рядом с руинами древнего города Кесарии (Caesarea Maritima) в 35 километрах к югу от Хайфы. Корабль отмечен литерой «B», так как в 1985 году в этих водах археологи уже нашли другое судно, затонувшее около 400 года до нашей эры.

Радиоуглеродный анализ древесины и другой органики с вероятностью 95,4 процента датирует корабль «Maʻagan Mikhael B» 648–740 годами нашей эры. На восточном побережье Средиземного моря это время глобальных политических изменений. Кесария, вблизи которой затонуло торговое судно, в 640 году была завоевана арабами и утратила статус метрополии и столицы одной из византийских провинций. К середине VII века Византия потеряла весь Левант, под властью арабов оказался и Египет. Арабские быстроходные парусники на несколько столетий становятся основой морского транспорта в Средиземном, Красном, Аравийском море, Персидском и Аденском заливах. А позднее арабский флот стал главным в морской торговле по всему западному Индийскому океану от берегов Западной Африки до Индостана.Исследователи пока не смогли определить тип и конструктивные особенности торгового судна, реконструкция его внешнего вида только предстоит. Предварительно описаны некоторые его узлы и определена длина — около 25 метров. В 2019 году найдены детали мачты и фрагменты паруса. Кроме обломков корпуса корабля и его оснастки археологи нашли 38 целых амфор и многочисленные обломки керамики, кирпичи от судовой плиты, балластные камни, органические остатки растительного и животного происхождения и более 870 осколков стекла. Стеклянный лом, найденный среди обломков кораблекрушения, открывает одну из страниц морской торговли Византии и Омейядского халифата в VII–VIII веках.

Израильские археологи под руководством Эяля Натана (Eyal Natan) из Хайфского университета проанализировали коллекцию стеклянных фрагментов с места кораблекрушения «Maʻagan Mikhael B». Она включает фрагменты чаш, бокалов, флаконов, бутылок, масляных светильников и других типов сосудов. В собрании стекла с места кораблекрушения есть несколько фрагментов стеклянных браслетов, мозаичные тессеры и круглые пломбы с арабскими буквами. Найдены куски сырого стекла, а также отходы стекольного производства: обломки стеклодувных трубок, капли стекла и стеклянные фрагменты с глиняной печной обмазкой.

Левантийские мастерские времен Омейядов продолжали производственные традиции Византии. Сырьем для изготовления стекла служили богатый кальцием песок и известь, к которым добавляли природный минерал натрон из египетских месторождений. Этот рецепт использовался в стекловарении римскими, а вслед за ними и арабскими мастерами до IX века. В Леванте, на территории современного Израиля, известны три крупных центра производства стекла византийского и арабского времени: Тверия, Бейт-Шеан и Рамла. Большинство находок на месте кораблекрушения вполне типичны для продукции этих мастерских.

Исследователи считают, что при увеличении спроса на стеклянную продукцию в конце византийского и в омейядский период мастерские, расположенные в Восточном Средиземноморье, работали не только на местный рынок. Морская торговля стеклом была достаточно интенсивной и обеспечивала продукцией самые отдаленные регионы. Масштабы производства требовали непрерывного поступления сырья, поэтому кроме поставок первичного сырья развивалась торговля стеклянным боем. Химический анализ образцов подтвердил их происхождение из двух стеклодельных центров — Леванта и Египта.

Археологам уже известны несколько затонувших кораблей первого тысячелетия нашей эры со стеклянным боем. В них найдены гораздо более крупные партии сырья — от 150 до 3000 килограмм. Небольшой объем товара на судне «Maʻagan Mikhael B», возможно, говорит о том, что это была частная инициатива одного из членов команды. По другой версии основная масса стеклянного груза пока не найдена.

N + 1 писал о стеклянных мозаиках, которые поставляли из Византии в омейядскую Кордову в Х веке. Также мы неоднократно рассказывали о древних кораблекрушениях: у берегов Кипра, Фурни, Явы и Андикитиры.

Елена Синицкая

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.