Стеклянные тессеры мозаик кордовской Мескиты привезли в Аль-Андалус из Византии

Купол михраба Большой соборной мечети Кордовы

Manuel de Corselas / Wikimedia Commons

Испанские исследователи выяснили, что мозаичный декор, использованный для украшения Большой соборной мечети Омейядов в Аль-Андалусе, был привезен в Кордову из производственных мастерских Византийской империи. Они провели комплексный химический анализ стеклянных тессер и обнаружили в составе стеклянной массы компоненты и химические маркеры, указывающие, что областью добычи сырья и производства была византийская Малая Азия. Результаты исследования публикует Journal of Archaeological Science. Химический состав нескольких фрагментов позволяет предположить создание небольшого местного производства и возможное обучение ремеслу кордовских строителей приезжими византийскими мастерами.

Мескиту — Большую соборную мечеть Кордовы — Абд ар-Рахман I начал строить в 785 году после победоносного возвращения Омейядов на Иберийский полуостров. Она стала главным религиозным символом возрождения и могущества средневекового исламского государства со столицей в Кордове. По замыслу Абд ар-Рахмана, Мескита должна была стать равной Соборной мечети Омейядов в Дамаске. Достигнув своего наивысшего расцвета, монархия Омейядов в 929 году из эмирата была преобразована в халифат, а ее столица стала одним из самых богатых средиземноморских центров с развитыми наукой и культурой. К этому периоду относится декорирование Большой соборной мечети стеклянными стеновыми и купольными мозаиками из Византии.

В XII веке Мухаммад аль-Идриси писал, что мозаичные тессеры присланы в Кордову византийским императором Константином VII Багрянородным. Двумя веками позднее история появления мозаики в кордовской мечети обросла дополнительными подробностями: Ибн ’Идари пишет, что Константин послал халифу примерно 16 тонн тессер и византийских мастеров. Оба упоминания сделаны гораздо позже проведенных работ и не подтверждены никакими документальными свидетельствами.

Стеклянные мозаики — типичный архитектурный декор, который использовался для украшения стеновых и купольных пространств в византийской архитектуре. Их образцы встречаются на множестве археологических памятников и в действующих храмах: от константинопольской Святой Софии до сицилийского собора Монреале и киевской Софии. Химический анализ тессер — стеклянных кубиков, из которых составляли мозаики, должен помочь выяснить технологические приемы производства, химический состав флюсов, а также источники песка и примесей для колеровки и оглушения стеклянной массы.

Группа исследователей под руководством Марии Ауксилиадоры Гомес-Морон (María Auxiliadora Gómez-Morón) из Института исторического наследия Андалузии провела химический анализ тессер из мозаик Х века в Большой соборной мечети Кордовы на юге Испании. На первом этапе исключили из выборки все детали, относящиеся к поздним реставрациям. Были отбраны 45 тессер из стеновых надвратных мозаик и 46 тессер из фасада и купола и михраба.

В качестве методов применены масс-спектрометрия (LA-ICP-MS), рентгеновское излучение, индуцированное микрочастицами (μ-PIXE), растровая электронная микроскопия (SEM), волоконно-оптическая спектроскопия отражения (FORS) и μ-рамановская спектроскопия.

Характеристики химического состава и микроструктура стекла выявили значительную группу образцов с высоким содержанием бора, два типа стекла с большим количеством золы растений и один образец вторичной переработки римского стекла. Стекло с высоким содержанием бора исследователи связывают с Турцией, где находятся его крупнейшие месторождения и борсодержащие горячие источники, пригодные для получения флюсов. Высокобористое стекло из кордовской мечети — редкая находка за пределами Малой Азии.

Ученые считают византийские мозаики и мастеров, отправленных в Аль-Андалус для их монтажа, дипломатическим подарком Константина Багрянородного Абд ар-Рахману III или императора Никифора Фокаса халифу аль-Хакаму II. Дорогие дары служили укреплению политических связей средиземноморских монархий. Присутствие нескольких образцов, изготовленных из местного сырья, позволяет считать, что технологии изготовления были переданы местным мастерам.

 

Технологии изготовления, хронология и пути распространения византийских мозаик изучены пока недостаточно. Химические методы исследования только начинают применяться в изучении византийского стекла. Так, в 2010 году опубликованы данные анализа 51 фрагмента из греческих монастырей Осиос Лукас и Дафни, а в 2018 году исследователи задокументировали различные типы ранневизантийского стекла из Иераполиса и получили химический профиль образцов из Килисе-Тепе в Турции. N + 1 неоднократно писал о мозаиках, но не купольных и стеновых, а напольных: об античном шедевре редкой сохранности в Антакье (Турция), и находках ранневизантийского времени в Израиле (1 и 2).

Елена Синицкая

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.