Во Франции нашли 36-тысячелетний артефакт в виде головы собакообразного животного

Предмет изготовили из ископаемых остатков аммонита

Археологи обнаружили во французской пещере Грот-де-Горж фрагмент ископаемого аммонита, обработанный древним человеком. Исследователи предполагают, что артефакт представляет собой изображение головы собакообразного животного, возможно, медведя. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, возраст находки составляет около 36,2 тысячи лет.

Больше 40 тысяч лет назад вместе с людьми современного анатомического типа в Европе распространяются ранние варианты ориньякской культуры. В это время не только исчезают последние неандертальцы, но и расцветает искусство. Так, к ориньякскому времени относятся древнейшие в Европе фигуративные изображения, сделанные на стенах пещер. Кроме того, распространяются разного рода фигурки и статуэтки. Например, к ориньяку относится древнейшая в мире скульптура — так называемая палеолитическая Венера из пещеры Холе-Фельс, возраст которой составляет от 35 до 40 тысяч лет. На этом же памятнике нашли и самые ранние дошедшие до нас музыкальные инструменты — флейты из бивня мамонта и кости.

В новой работе Франческо д’Эррико (Francesco d’Errico) из Университета Бордо и Национального центра научных исследований (CNRS) совместно с учеными из Германии, Франции, Чили и Швейцарии представил результаты исследования новой находки, сделанной на памятнике Грот-де-Горж. Этот объект представляет собой карстовую пещеру, расположенную во французской части горного массива Юра. Археологи обнаружили в ней многочисленные следы пребывания людей, древнейшие из которых относятся ко временам существования ориньякской культуры.

Помимо каменных орудий, костей животных и гравюр, исследователи нашли необычный артефакт, лежавший в отложениях возрастом от 35752 до 36586 лет. Хотя по внешнему виду он похож на костяное изделие, микрокомпьютерная томография показала, что в качестве сырья древние люди, по всей видимости, ископаемые остатки аммонита.

На небольшом предмете ученые разглядели многочисленные следы обработки. Кроме того, на дне глубоких выемок они нашли минеральные части, которые, вероятно, представляют собой остатки гематита.

По мнению археологов, обнаруженный артефакт представляет собой миниатюрную вырезанную из фрагмокона голову собакообразного животного, которым, возможно, был медведь. Присутствующие на поверхности предмета частички красного пигмента говорят о том, что он был покрыт охрой или же его носили в какой-то сумке, мешке или корзине вместе с красящим веществом. Археологи склонились ко второй гипотезе.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в Монголии обнаружили древнейшее украшение в форме фаллоса. Четырехсантиметровую подвеску, изготовленную из графита, археологи раскопали на стоянке Толбор-21. Возраст артефакта составляет около 42 тысяч лет.

Российские ученые построили самую длинную дендрошкалу по образцам древесного угля