В канопах кормилицы царя Аменхотепа II сохранились остатки бальзамирующих веществ

Ритуальные сосуды раскопали еще в 1900 году в «Долине царей»

Группа ученых исследовала остатки содержимого двух древнеегипетских каноп, в которых раньше хранились легкие и печень Сенетней — кормилицы царя Аменхотепа II, жившей около 1450 года до нашей эры. Химический анализ показал, что в состав бальзамирующих веществ входили пчелиный воск, растительное масло, животный жир, битум, смола сосновых деревьев, а также даммар или мастика. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Scientific Reports.

Одной из важнейших составляющих древнеегипетской культуры было представление о том, что необходимо сохранять тело покойного. Поэтому египтяне с древности искали способы искусственно предотвратить естественный процесс разложения тел и достигли в этом большого мастерства. Самые ранние свидетельства подобных попыток, обнаруженные в гробницах додинастического периода, датируются примерно 4500–3350 годами до нашей эры.

Хотя практики бальзамирования существовали и развивались в Египте в течение многих веков, письменных источников, рассказывающих о них, крайне мало. В основном это неполные описания, оставленные греками. Кроме того, до недавнего времени были известны два фрагмента египетских папирусов римской эпохи, к которым в 2021 году добавился третий, созданный во времена Нового царства. Более подробно узнать о египетских практиках бальзамирования, а также о веществах, которые использовались в этой процедуре, можно в нашем материале «Бальзам для души».

Барбара Хубер (Barbara Huber) из Института геоантропологии Общества Макса Планка совместно с коллегами из Австралии, Великобритании, Германии и Франции проанализировала внутреннее содержимое двух древнеегипетских каноп, хранящихся в музее Августа Кестнера (Ганновер). Эти артефакты еще в 1900 году обнаружил Говард Картер (Howard Carter), когда исследовал гробницу KV-42 в «Долине царей». В ритуальных сосудах первоначально хранились легкие и печень женщины по имени Сенетней, которая была кормилицей царя XVIII династии Аменхотепа II (правил около 1425–1397 годов до нашей эры).

Хотя органы этой женщины были утеряны, на внутренней поверхности сосудов сохранились остатки бальзамирующих веществ. Ученые отобрали по три образца из каждой канопы и отправили их на химические анализы.

Проведенные исследования позволили выявить целый ряд органических соединений, позволяющих идентифицировать вероятные составляющие древнего бальзама. Так, ученые обнаружили остатки смолы хвойных деревьев, которые относятся к роду сосны (Pinus), лиственницы (Larix) или кедры (Cedrus). Выявленные в образцах соединения также предполагают, что в состав бальзама входили и ароматические смолистые вещества. По данным исследователей, это мог быть даммар или фисташковая смола (мастика), отличить остатки которых друг от друга исследователям не удалось.

Среди других составляющих бальзамирующих веществ ученые отметили ароматическое соединение кумарин, которое в природе встречается в большом количестве растений, включая корицу (Cinnamomum verum) и многие виды семейства бобовых (Fabaceae). На присутствие еще одного ароматического вещества указала бензойная кислота, которая характерна для многих растений. Кроме того, в состав бальзама входили битум, пчелиный воск и животные жиры, хотя последние могут также представлять собой продукт разложения человеческих останков.

Ученые заключили, что во времена Второго переходного периода и Нового царства (около 1760–1077 годов до нашей эры) бальзамирующие составы в Древнем Египте стали очень сложными и включали большое количество ингредиентов. Это отражает как развитие подходов к мумификации, так и возможность приобретать товары из отдаленных регионов. При этом исследователи подчеркнули, что в середине II тысячелетия до нашей эры, когда жила Сенетней, столь дорогому бальзамированию подвергали тела лишь ограниченного круга людей, что подчеркивает ее высокий социальный статус.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных Древнему Египту. Так, археологи обнаружили в Фиванском некрополе гробницу членов царской семьи времен XVIII династии, а также нашли гробницу царского писца.

Бальзам для души