В Египте нашли гробницу царского писца

Японские археологи нашли в Фиванском некрополе недалеко от Луксора захоронение царского писца. Ученые датировали гробницу примерно 1200 годом до нашей эры, эпохой Нового царства. О находке сообщается в пресс-релизе университета Васэда.

В период Нового царства (1550-1077 годы до нашей эры) Египет достиг вершины своего могущества. В это время страной правили  фараоны Тутмос III, Эхнатон, Рамзес II, Тутанхамон. Тутмос III (1479-1425 годы до нашей эры), которого называли « египетским Наполеоном», создал империю, простиравшуюся от Евфрата до Нубии (современного Судана). Рамзес II (1279-1213 годы до нашей эры) известен своими завоевательными походами и строительством огромных монументов и храмов. Для захоронений фараонов, членов их семей и представителей знати в эпоху Нового царства использовался Фиванский некрополь, расположенный на западном берегу Нила, напротив древней столицы Египта.

Археологи обнаружили захоронение царского писца во время исследования гробницы высшего чиновника фараона Аменхотепа III. Усыпальница в форме буквы «Т» была ориентирована по оси восток-запад и состояла из двух помещений: главной комнаты, длиной 4,6 метра и поперечного зала длиной 5,5 метра. В настоящий момент исследователи расчистили от мусора и изучили часть помещений гробницы.

На одной из стен гробницы ученые обнаружили надпись с именем и званием ее владельца: «Хонсу, царский писец». Узоры фриза под потолком были сделаны в стиле, типичном для периода правления фараонов XIX и XX династий (1292-1077 годы до нашей эры). Также ученые обнаружили фреску с изображениями бога Осириса, богини Исиды и славящих их Хонсу и его жены. На другой стене сохранился барельеф, изображавший ладью бога солнца Ра, которой поклоняются четыре бабуина. Эти обезьяны считались в древнем Египте священными животными — спутниками бога мудрости и магии Тота, который изобрел письменность. Надпись рядом с барельефом называла Хонсу «поистине известным писцом».

В следующем полевом сезоне археологи планируют расчистить оставшийся мусор и продолжить изучение усыпальницы.

Ранее ученые обнаружили недалеко от Асуана некрополь времен Нового царства и описали в нем 40 гробниц XVIII и XIX династий. В одном из захоронений археологи нашли перстень с картушем фараона Тутмоса III.