Палеонтологи впервые обнаружили следы молодого стегозавра

Палеонтологи обнаружили в Китае окаменевшие следы молодого стегозавра, жившего в раннем мелу. Их длина составляет около шести сантиметров. Для сравнения, отпечатки задних лап взрослых стегозавров, найденные в той же местности, в среднем достигают 29,9 сантиметра в длину. Как отмечается в статье для журнала Palaios, это первая достоверная находка следов молодого стегозавра.

Палеонтологическая летопись сохранила не только окаменевшие остатки видов, которые жили тысячи и миллионы лет назад, но и свидетельства их жизнедеятельности. Среди них, например, следы зубов, окаменевшие экскременты и норы. Однако чаще всего специалисты имеют дело с окаменевшими отпечатками конечностей. За годы исследований им удалось обнаружить цепочки следов, оставленных морскими беспозвоночными, различными динозаврами и другими древними рептилиями, мамонтами и древними людьми.

В районе Урхо в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая палеонтологи часто находят датируемые ранним мелом следы птицетазовых динозавров из клады Thyreophora (она включает стегозавров, анкилозавров и представителей нескольких других менее известных групп). Скорее всего, они принадлежат стегозаврам Wuerhosaurus homheni, два скелета которых обнаружили здесь же. Тем не менее точно установить владельцев следов трудно, поэтому их относят к ихнотаксону Deltapodus curriei. Кроме того, в этой же местности встречаются следы птерозавров, птиц и черепах.

Активным изучением окаменевших следов из Урхо занимается команда специалистов, которую возглавляет Лида Син (Lida Xing) из Китайского геологического университета. В ходе экспедиции, проведенной в 2019 году, они обнаружили двадцать новых отпечатков лап Deltapodus curriei. Из них шестнадцать следов задних конечностей и один след передней конечности оказались типичны для данного ихнотаксона. Средняя длина первых составила 29,9 сантиметра, а длина второго — 13,6 сантиметра.

Среди этих следов исследователи нашли три похожих, но намного более мелких отпечатка. Два из них, длиной 6,1 и 5,7 сантиметра, соответствуют передним конечностям, а один, длиной 5,7 сантиметра, — задней. Лида Син и его коллеги полагают, что эти отпечатки могла оставить молодая особь Deltapodus curriei — то есть, с высокой вероятностью, стегозавр Wuerhosaurus homheni. Судя по форме следов, юные стегозавры во время ходьбы опирались на пальцы, в то время как их взрослые сородичи были стопоходящими.

Авторы отмечают, что до сих пор следы молодых стегозавров оставались неизвестны науке (утверждение о находке таких отпечатков в штате Колорадо было подвергнуто сомнению). Хотя следы представителей ихнорода Deltapodus встречаются во многих регионах от Испании и Великобритании до Северной Африки и Китая, подавляющее большинство из них превышают одиннадцать-двенадцать сантиметров в длину — это значит, что они были оставлены крупными взрослыми особями. Мелкие отпечатки лап других птицетазовых динозавров также единичны.

Молодые особи птицетазовых динозавров, несомненно, были более многочисленными, чем взрослые, поэтому редкость их окаменевших следов кажется странной. По мнению палеонтологов, данный парадокс может объясняться тем, что в ранние годы эти рептилии жили отдельно от взрослых сородичей и избегали местностей, где отпечатки лап сохраняются хорошо. Например, они могли намного реже пересекать реки и выходить на водопои, ведь именно в таких местах особенно часто устраивают засады хищники.

Ранее мы рассказывали об изучении зубов, принадлежавших стегозаврам, которые жили на территории современной Якутии в раннем мелу. Как обнаружили палеонтологи, эти динозавры страдали от сильного износа зубов и были вынуждены регулярно их обновлять. Возможно, частая смена зубов была адаптацией стегозавров к жизни в суровом климате.

Пол гоминин возрастом более двух миллионов лет установили по белкам зубной эмали