Палеонтологи, работающие на острове Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, описали ископаемую нору игуаны возрастом 115 тысяч лет. Судя по всему, это гнездовая нора сан-сальвадорской циклуры — крупной наземной ящерицы, которая и сегодня обитает на острове. Как отмечается в статье для журнала PLoS ONE, хотя многие игуан роют норы для отдыха и откладки яиц, до сих пор обнаружить их следы в палеонтологической летописи не удавалось.
Многие виды игуан (Iguanidae) роют норы, которые используют для отдыха или откладки яиц. Однако остается неизвестным, когда именно у них выработалась данная черта поведения. Хотя игуаны возникли еще в меловом периоде, а остатки этих ящериц не так часто попадаются палеонтолога а, следы их древних нор специалистам до сих пор вообще не попадались.
Обнаружить первую ископаемую нору игуаны удалось команде исследователей во главе с Энтони Мартином (Anthony J. Martin) из Университета Эмори. В ходе работ на плейстоценовой формации Гротто-Бич (ее возраст составляет 115 тысяч лет) на острове Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге в конце 2013 года ученые наткнулись на необычную структуру в форме направленного вниз конуса высотой 69 сантиметров, длиной 82 сантиметра и шириной основания 40,5 сантиметра. Она располагалась в 50-60 сантиметрах ниже поверхности земли на поверхности известняка, обнажившейся в ходе дорожных работ.
Изучение необычной находки заняло несколько лет. Мартин и его коллеги предположили, что она представляет собой след норы, выкопанной в песчаной дюне. Вероятно, она располагалась в глубине суши, о чем свидетельствуют остатки древесных корней и отсутствие следов нор прибрежных крабов из подсемейства Ocypodinae. Кроме того, в окрестностях предполагаемой норы были найдены следы норок наземных крабов.
По мнению авторов, древнюю нору выкопала сан-сальвадорская циклура (Cyclura rileyi rileyi) — крупная наземная игуана, которая и сегодня встречается на острове (хотя и страдает от завезенных людьми хищников и считается видом на грани полного исчезновения). Эти ящерицы роют в песчаной и каменистой почве норы, которые по форме и размеру совпадают со структурой, найденной палеонтологами. Интересно, что древняя нора несет явные признаки закапывания — это значит, что она использовалась для откладки яиц, а не как жилая нора (иначе вход в нее оставался бы открытым). В таком случае ее вырыла самка циклуры.
Альтернативные гипотезы плохо объясняют происхождение структуры. На геологические образования небиологического происхождения она не похожа, для норы краба она слишком велика, а норы других ныне живущих и вымерших позвоночных с острова Сан-Сальвадор (например, морских черепах, кубинских крокодилов и буревестников) имеют иную форму.
Авторы предполагают, что кладка, сделанная в обнаруженную ими нору, оказалась неудачной. На это намекает отсутствие более мелких тоннелей, которые вырыли бы детеныши, выбираясь на поверхность земли. Впрочем, исследователи признают, что нора сохранилась не идеально, так что твердых подтверждений у данной идеи нет.
Мартин и его коллеги полагают, что аналогичные структуры должны сохраниться в плейстоценовых отложениях по всем островам Карибского бассейна, где и сегодня обитают различные виды игуан из рода Cyclura. Их изучение позволило бы лучше понять историю гнездового поведения этих ящериц, а также то, как они колонизировали данный регион.
Норы некоторых современных ящериц становятся домом для множества других живых существ. Например, в ходе недавних исследований выяснилось, что в норах двух видов австралийских варанов, аргусовых и Гульда, встречается 28 разных видов позвоночных. Здесь они скрываются от жары или засухи, прячутся от хищников, охотятся на беспозвоночных и даже откладывают яйца.
Сергей Коленов
Вероятно, рептилия заразилась разнообразными паразитами от добычи
Палеонтологи обнаружили в копролите фитозавра возрастом 208,5-237 миллионов лет, который был найден на территории Таиланда, яйца четырех таксонов аскарид и ооцисты кокцидий. Таким образом, уже в позднем триасе некоторые животные были заражены сразу несколькими видами паразитов. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PLoS One. Копролиты, то есть ископаемые и субфоссильные фекалии, служат ценным источником информации для палеонтологов. По ним можно судить о рационе древних животных, особенностях их пищеварения и мучивших их паразитах. Например, несколько лет назад исследователи обнаружили в копролитах гигантских ленивцев возрастом 11-14 тысяч лет яйца нематод, ленточных червей и дигенетических сосальщиков. А их коллегам удалось выделить ДНК паразита из окаменевшего кала пумы, который был оставлен около 17 тысяч лет Паразитов находили и в гораздо более древних образцах, например, в копролитах цинодонтов возрастом около 240 миллионов лет и копролитах акул возрастом 270 миллионов лет. Похожее открытие сделела команда палеонтологов под руководством Тханита Нонсрирача (Thanit Nonsrirach) из Махасаракхамского университета. В центре внимания исследователей оказался копролит позвоночного животного длиной около 70 миллиметров, который был обнаружен в 2010 году на позднетриасовой формации Хуай-Хин-Лат на северо-востоке Таиланда. Возраст находки составил 208,5-237 миллионов лет. В позднем триасе на месте формации Хуай-Хин-Лат располагался пресный или солоноватый водоем, населенный хрящевыми и двоякодышащими рыбами, земноводными, примитивными черепахами и арозавроморфами фитозаврами (Phytosauria), которые внешним видом и образом жизни напоминали крокодилов. Вероятно, копролит был оставлен представителем какого-то вида фитозавров или похожей полуводной хищной рептилией. На это указывают форма образца, который напоминает изогнутый цилиндр, и отсутствие в нем остатков добычи. При изучении среза копролита Нонсрирач и его коллеги обнаружили шесть сферических и эллипсоидных включений длиной от 50 до 150 микрометров. Их разделили на пять морфотипов в соответствии с формой и размером. По мнению авторов, включения представляют собой остатки паразитических организмов: яйца четырех таксонов нематод из отряда Ascaridida (в том числе с эмбрионами внутри) и ооцисты паразитических протистов из подкласса кокцидий (Coccidia). Возможно, после дополнительного анализа они станут основой для описания новых видов. Результаты исследования демонстрируют, что уже в позднем триасе некоторые животные были заражены сразу множеством видов паразитических организмов. Высокое разнообразие паразитов в копролите фитозавра авторы объясняют тем, что он получил благодаря тому, что поедал разных жертв: рыб, амфибий и рептилий. Ранее мы рассказывали о том, как палеонтологи описали новый вид аллигаторов, который жил на территории Таиланда около 230 тысяч лет назад. Он получил название Alligator munensis.