OSIRIS-REx отбросил огромный валун на 12 метров во время забора грунта с астероида Бенну

Межпланетная станция OSIRIS-REx прислала на Землю снимки места забора грунта с астероида Бенну, сделанные в ходе недавнего близкого облета астероида. Оказалось, что работа двигателей и выстрел сжатым газом привели к тому, что крупный валун массой около тонны был отброшен на 12 метров от точки забора грунта, сообщается на сайте NASA.

7 апреля 2021 года OSIRIS-REx совершил заключительный облет околоземного астероида Бенну, на орбите вокруг которого аппарат работает уже два года, пройдя на минимальном расстоянии 3,5 километров от поверхности астероида. Изначально облет не входил в задачи станции и был утвержден после забора грунта из области «Соловей» в северном полушарии Бенну в прошлом году. Тогда полученные станцией снимки показали обширный выброс грунта с Бенну, из-за чего ученые заинтересовались более глубокими слоями вещества астероида, которые могли обнажиться, и рассчитали траекторию движения станции так, чтобы можно было сравнивать снимки, сделанные до и после забора грунта.

Передача данных на Землю после пролета заняла несколько дней и лишь 15 апреля команда миссии показала новые изображения «Соловья». В точке касания пробоотборником грунта появилась впадина с несколькими большими валунами на дне, что свидетельствует о том, что они были обнажены во время выстрела в поверхность Бенну зарядом сжатого азота из баллонов. Возле точки касания заметно много грунта с высокой отражающей способностью, возможно выброшенного из впадины, а многие камни сместились со своих первоначальных положений. Также заметно и влияние работы двигателей вблизи Бенну на этапе возвращения станции на рабочую орбиту — многие валуны, размерами до метра, были сгруппированы в подобия линий.

Так как диаметр астероида составляет всего 510 метров, то гравитация на его поверхности достаточно низкая. Это хорошо иллюстрирует траектория движения одного из крупных валунов, которую смогли определить ученые. Размер валуна составляет 1,25 метра в поперечнике, он обладает массой около тонны и был отброшен на 12 метров от своей начальной точки.

10 мая OSIRIS-REx покинет орбиту вокруг Бенну и начнет полет к Земле, а 24 сентября 2023 года возвращаемая капсула с грунтом астероида должна совершить посадку на полигоне в штате Юта. Затем специалисты доставят ее в Космический центр имени Джонсона в Хьюстоне, где извлекут образцы грунта, общей массой около 400 граммов, после чего часть из них будет направлена в лаборатории по всему миру, в том числе и в Японию, где работают с грунтом астероида Рюгу.

Ранее мы рассказывали про то, как японские специалисты показали, как выглядит доставленный на Землю грунт с астероида Рюгу, который добыла межпланетная станция «Хаябуса-2».

«Луна-25» разбилась о Луну