Астероид Дидим заподозрили в создании двойной системы

Астероид Диморф, в который в 2022 году должен врезаться зонд DART, может быть фрагментом своего компаньона — астероида Дидим. К такому выводу пришли планетологи, построившие компьютерные модели астероида Дидим и определившие, что он находится на грани сохранения стабильной формы. Статья опубликована в журнале Icarus, кратко о работе рассказывается на сайте Европейского космического агентства.

Двойной астероид (65803) Дидим–Диморф стал целью первого эксперимента по защите Земли от опасных тел путем изменения направления их движения. Он будет проводиться в два этапа: вначале в сентябре 2022 года к системе прибудет ударный зонд NASA DART (Double Asteroid Redirection Test), который проведет контролируемое столкновение с одним из тел в системе — 160-метровым астероидом. Затем, в 2027 году к астероидам прилетит европейская межпланетная станция Hera с двумя спутниками-кубсатами, которая проведет комплексное исследование тел, и попытается подтвердить, что столкновение зонда с астероидом действительно изменило его траекторию движения.

Группа планетологов во главе с Юнем Чжаном (Yun Zhang) из Университета Лазурного берега опубликовала результаты компьютерного моделирования структурной стабильности и когезионной прочности Дидима (без учета влияния его спутника Диморфа), используя данные наземных наблюдений за ним. Исследовали создали модель вращающего тела типа «кучи щебня», которая состояла из 40–100 тысяч частиц. Примечательно, что в работе участвовал астрофизик и гитарист рок-группы Queen Брайан Мэй (Brian May). Ученые преследовали в своей работе две цели — лучше понять формирование и эволюцию двойных систем астероидов, а также подготовиться к будущему анализу данных наблюдений DART и Hera.

Исследователи пришли к выводу, что при средней объемной плотности Дидима в 2170 килограммов на кубический метр, критическая сила сцепления частиц между собой для поддержания стабильной формы астероида находится в диапазоне от 3 до 6 Паскалей (в случае поверхности астероида) и от 11 до 17 Паскалей (в случае внутреннего объема астероида). Подобные значения очень малы, что означает, что астероид находится на грани сохранения стабильной формы, и быстрое небольшое (на 0,0001 часа) уменьшение периода его вращения могло бы привести к изменению формы тела или потере массы. Таким образом, астероид Диморф может быть частью Дидима, потерянной в прошлом. Ученые считают, что полученные данные моделирований необходимо будет учитывать при интерпретации данных станции Hera, а также при будущих попытках моделирования столкновения зонда DART с Диморфом.

Порой ученые обнаруживают астероиды за сутки до минимального сближения или их взрыва в атмосфере. Часто эти тела выглядят необычно или являются двойными.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал остаток сверхновой в Большом Магеллановом Облаке