Яндекс планирует запустить доставку роботами в трех странах: США, Израиле и Южной Корее, сообщает Venture Beat. Сейчас компания применяет его в России — в своих офисах и сервисах в Москве и Иннополисе, а также для доставки почты в Сколково.
Яндекс представил робота-доставщика Яндекс.Ровер в 2019 году. Он имеет классическую для таких роботов конструкцию с шестью колесами и открываемым сверху отсеком для товаров, разблокирующимся со смартфона. Похожую конструкцию используют одни из первопроходцев в этой области — Starship Technologies. Но у Ровера есть и важное отличие — для навигации он использует не только камеры, но и лидар, позволяющий надежнее определять препятствия и объекты вокруг.
Изначально Яндекс использовал своих роботов внутри компании, для перевозки документов между корпусами, а затем начал применять их в отдельных районах Москвы и Иннополиса для доставки еды из своих сервисов. Тем не менее, на текущий момент все эти тестовые или коммерческие применения проходили лишь в России. Теперь же компания решила расширить тестирование самих роботов и сервисов на их основе на другие страны.
Первым зарубежным регионом для Яндекс.Ровера станут США. Роботы начнут развозить посылки (пока неясно какие именно) в городе Энн-Арбор штата Мичиган, где у Яндекса уже есть программа испытаний беспилотных автомобилей. Сейчас доставщики уже находятся в США, но их запуск произойдет позже.
Позднее компания запустит тестирование роботов еще в двух регионах мира: Израиле, где у нее тоже уже есть программа испытаний и разработки беспилотных автомобилей, и Южной Корее. В последней стране Яндекс ранее не тестировал беспилотные технологии, по крайней мере публично. Однако у него есть соглашение по разработке беспилотных автомобилей с корейской Hyundai Mobis. В 2020 компании представили совместно разработанный беспилотный прототип Hyundai Sonata, поэтому вполне вероятно, что и в Южной Корее Яндекс будет тем или иным образом сотрудничать с разработчиками из Hyundai.
На текущий момент сфера роботов-доставщиков развита не так сильно, как сфера беспилотных автомобилей, и в ней вместо единого общепринятного подхода есть два. Первый и наиболее популярный — это небольшой робот с шестью или четырьмя (как у Postmates и FedEx) колесами, ездящий по тротуарам вместе с пешеходами. Второй подход заключается в использовании гибридного робота-доставщика, который ездит по дорогам и по размеру занимает промежуточное место между тротуарными роботами и автомобилями. Наиболее успешно этот подход использует американская Nuro, также его применяют китайские Alibaba, JD и Neolix.
Григорий Копиев
И покрутила стопой
Инженеры из Кореи разработали робоногу HyperLeg для человекоподобных роботов, которая имитирует анатомию и возможности человеческой конечности. Нога массой 8,1 килограмм имеет подвижный голеностопный сустав с двумя степенями свободы и подвижную стопу с отклоняемым мыском. Видео доступно на YouTube-канале лаборатории. В последние годы активно развивается направление разработки человекоподобных ходячих роботов. Благодаря наличию ног они в теории могут эффективно передвигаться по разнообразным типам поверхностей и преодолевать препятствия, недоступные для роботов на колесах. За прошедшее несколько лет инженеры научили роботов держать баланс и достаточно уверенно передвигаться. Например, известный человекоподобный робот Atlas, разработанный компанией Boston Dynamics, способен не только уверенно ходить, но также бегать, танцевать и даже демонстрировал некоторые элементы паркура. Тем не менее многие разрабатываемые компаниями человекоподобные роботы до сих пор уступают людям в ловкости, скорости и навыках эффективного передвижения на ногах. Не исключено, что это связано со строением робоног прототипов, которое отличается от анатомии человеческих конечностей, имеющих подвижный голеностопный сустав с несколькими степенями свободы и сгибающуюся ступню. Приблизить ноги роботов к человеческим возможностям решили инженеры из лаборатории робототехники IRIM lab Корейского института технологий и образования. Совместно с компанией WIRobotics они разработали прототип человекоподобной ноги Hyperleg, имитирующей внешний вид, анатомию и возможности нижней человеческой конечности. Робонога состоит из бедра, голени и подвижной ступни. Суммарная масса робоконечности составляет 8,1 килограмм, а высота 786 миллиметров. Все актуаторы располагаются в бедре, масса которого достигает 3,94 килограмм. Главная отличительная черта от предыдущих разработок заключается в конструкции голеностопного сустава, который имеет две степени свободы. Как и у человеческой конечности, помимо подвижного соединения, которое позволяет поднимать носок ступни к голени и отклонять его вниз, голеностопный сустав HyperLeg может вращать ступню в поперечном направлении на 30 градусов в обе стороны. Кроме этого, ступня Hyperleg имеет округлую пятку и сгибаемый мысок аналогично ступне человека. Таким образом, при движении нога может опираться как на переднюю, так и на заднюю часть стопы, аналогично тому как это происходит у человека при ходьбе. В представленном видео продемонстрированы возможные движения роботизированной конечности, а также ее испытания на прыжок в длину с дополнительным грузом 8 килограмм, закрепленным на верхней части бедра. Преодолеваемая 16-килограммовой ногой дистанция в прыжке составляет около 900 миллиметров. https://www.youtube.com/watch?v=wLFCMwRvhVI Другой человекоподобный робот, Digit, разрабатываемый компанией Aerial Robotics для работы на складах, тоже имеет примечательную конструкцию ног, отличающуюся от ног роботов Atlas и недавно представленных роботов Optimus, компании Tesla. Его колено выгнуто в противоположную от привычного направления сторону. Такая конструкция коленного сустава призвана помочь роботу в подъеме груза.