Роботы Яндекс.Ровер начали доставлять еду из ресторанов в одном из районов Москвы, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N + 1. Также Яндекс рассказал и показал работу роботов в Иннополисе, где они появились еще летом.
Роботы-доставщики начали появляться сравнительно недавно и их можно поделить на два основных класса: небольшие роботы размером около полуметра, которые ездят по тротуару с небольшой скоростью и могут привезти заказ одному человеку, и небольшие беспилотные автомобили, которые способны развезти заказы сразу нескольким клиетам. Родоначальником первого типа роботов в их текущем виде можно считать эстонскую компанию Starship Technologies, которая разработала и начала продавать роботов-доставщиков, ездящих по тротуару, а в последние годы их стали создавать многие компании, в том числе и крупные, такие как Amazon.
Яндекс представил своего робота-доставщика Яндекс.Ровер в конце 2019 года. Он имеет традиционную для таких роботов компоновку: три пары колес и люк для товаров сверху. Главное отличие от большинства аналогов заключается в наличии лидара, который позволяет более точно строить карту окружающего пространства и обнаруживать препятствия. Изначально компания использовала робота для своих нужд, перевозя им документы между офисами, затем стала перевозить им почту в подмосковном центре «Сколково». Кроме того, на недавней конференции YaC 2020 Яндекс рассказал, что робот стал впервые доступен обычным клиентам — он начал развозить продукты из Яндекс.Лавки в Москве, в районе улицы Малая Дмитровка.
Теперь компания объявила о расширении тестирования в Москве и начале доставки еды из ресторанов роботами. Тестовая зона находится около метро Белорусская, в деловом квартале Белая площадь. При заказе еды из некоторых ресторанов в приложении Яндекс.Еда пользователь может выбрать опцию роботизированной доставки и, если в этот момент один из роботов будет свободен, получить заказ таким способом. В отличие от обычного курьера, который может подняться на нужный этаж, к роботу необходимо выходить на улицу. Для получения заказа пользователь нажимает кнопку в приложении и люк в роботе открывается. В тестовой зоне работает несколько роботов: минимум два, а при большом спросе появляются дополнительные рободоставщики.
Компания также рассказала о тестировании в Иннополисе, расположенном под Казанью. Впервые Роверы появились там в конце лета, но тогда компания не раскрывала их предназначение. Теперь стало известно, что сейчас в городе работают пять роботов, которые развозят жителям еду из ресторанов. В ближайшее время компания также планирует использовать их для других сценариев доставки и собирается увеличить количество роботов.
От редактора
Районы, в которых Яндекс проводит тестирование роботов, объединяет неплохая инфраструктура. В частности, в Москве они тестируются в районах с плавными съездами с тротуара на пешеходные переходы. При этом у Ровера жесткая конструкция шасси, поэтому непонятно, как он будет развозить заказы в спальных районах с менее развитой инфраструктурой. Другие компании, например, американская FedEx, решают это при помощи адаптивного шасси, позволяющего заезжать на тротуары через бордюр.
Помимо роботов-доставщиков, ездящих по тротуарам, есть и роботы, ездящие по дорогам. В США ведущий разработчик таких роботов — это Nuro, в Китае аналогичные беспилотники использует Alibaba, а в Эстонии компания Cleveron разработала небольшой беспилотник с роборукой для выдачи заказа и перемещения в почтовый ящик.
Григорий Копиев
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.