Яндекс начал использовать робота-доставщика Яндекс.Ровер на территории центра «Сколково», сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1. Он в автономном режиме развозит посылки и документы между офисами администрации центра и местным отделением «Почты России».
Доставка посылок обычно делится на несколько этапов, требующих разного подхода, и все эти этапы в последние годы начинает затрагивать автоматизация. Например, в случае интернет-магазина по складу отдельные посылки или целый набор могут перемещать грузовые роботы, затем посылки обычно перемещаются между грузовыми терминалами оптом на грузовых автомобилях, которые тоже могут быть беспилотными, а для доставки на «последней миле», то есть непосредственно до адресата, чаще всего применяют курьеров, но на замену им в последнее время тоже приходят роботы.
В последние годы таких роботов начали разрабатывать многие стартапы и крупные компании, и в большинстве из них используется похожая конструкция: шестиколесный робот высотой около полуметра с грузовым отсеком сверху, перемещающийся по тротуару. Яндекс.Ровер, представленный в ноябре 2019 года, построен по такой же схеме, но имеет и важное отличие от примечательных проектов роботов-доставщиков Starship Technologies и Amazon. Оно заключается в том, что помимо камер робот использует круговой лидар, расположенный в башне на задней части корпуса. Это позволяет составлять достоверную карту окружающих объектов независимо от освещения.
Изначально компания начала использовать несколько роботов в своем офисе в московском районе Хамовники, где он развозит посылки сотрудников между корпусами штаб-квартиры, а в феврале добавила возможность роботизированной доставки в интернет-магазин «Беру», но тоже только для своих сотрудников. Теперь Яндекс.Ровер впервые начал развозить посылки для сторонних организаций в подмосковном центре «Сколково», где компания также тестирует такси-сервис с беспилотными автомобилями.
Пока в «Сколково» работает один робот. Он ездит по нескольким маршрутам по тротуарам центра и развозит документы, а также другие посылки между несколькими офисами администрации и отделением «Почты России». Сотрудники «Сколково» могут с помощью смартфона вызывать робота, давать ему задание на доставку, а также открывать или закрывать грузовой отсек и отслеживать перемещения.
В дальнейшем Яндекс может увеличить количество роботов для доставки, сообщил N+1 представитель компании. Кроме того, компания планирует расширять тестирование роботов в магазине «Беру» и сервисах доставки еды Яндекс.Еда и Яндекс.Лавка.
От редактора
После публикации заметки представитель Яндекса уточнил, что речь идет о коммерческой услуге доставки, но не раскрыл цену контракта. Кроме того, изначально в заметке утверждалось, что в Яндекс.Ровере используется лидар собственной разработки компании, представленный в 2019 году. Яндекс планирует применять его в роботе-доставщике в будущем, но пока использует лидар сторонней компании. Формулировки в тексте были изменены. Приносим свои извинения читателям.
Помимо роботов-доставщиков с такой конструкцией существуют также двухколесные, например, от FedEx и Postmates (кстати, оба тоже оснащены лидаром), а также роботы другого класса, ездящие по дорогам. Наиболее заметным проектом доставщика промежуточного класса между полноценными автомобилями и роботами, ездящими по тротуарам, занимается американская компания Nuro. Недавно она представила вторую версию своего полностью беспилотного микроавтомобиля и стала первой компанией, получившей разрешение на езду без обязательных элементов обычных автомобилей, таких как боковые зеркала. Кроме того, проекты дорожных роботов-доставщиков есть у китайской Alibaba и эстонской Cleveron. Автомобиль последней выделяется тем, что оснащен роборукой для выдачи посылок.
Григорий Копиев
Он выдерживает температуру в 200 градусов Цельсия на протяжении 10 минут
Инженеры разработали термоустойчивый квадрокоптер FireDrone, он способен выдержать температуру в 200 градусов Цельсия в течение десяти минут. Это стало возможно благодаря тепловой защите на основе аэрогеля из полиимида, в которую заключены все внутренние компоненты дрона, включая электромоторы. Прототип оборудован инфракрасной камерой и термодатчиками, отслеживающими внутреннюю и внешнюю температуры. Благодаря устойчивости к высоким температурам дрон может пригодиться пожарным службам для разведки во время пожаров. Статья опубликована в журнале Advanced Intelligent Systems. Во время тушения пожаров пожарные службы отправляют на место происшествия разведывательные отряды, чтобы оценить ситуацию. Это создает риск для жизни и здоровья сотрудников спасательных служб, поэтому инженеры ищут возможность использовать для этой цели дроны, которые можно было бы отправить к источнику опасности вместо людей. С помощью беспилотников можно предварительно обследовать место происшествия и определить положение источников опасности, составить план местности и попытаться найти выживших. Однако для того, чтобы работать в непосредственной близости от источника высокой температуры, дрон должен обладать термозащитой. Инженеры под руководством Мирко Ковача (Mirko Kovač) из Имперского колледжа Лондона разработали прототип квадрокоптера FireDrone с термозащитой на основе армированного стеклотканью полиимидного аэрогеля — легкого пористого геля, который состоит в основном из воздушных полостей в полиимидной матрице с добавлением стекловолокна и силикатного аэрогеля. Благодаря этой защите дрон способен выдерживать температуру до 200 градусов Цельсия на протяжении десяти минут, при этом температура внутри корпуса не превышает 40 градусов. Помимо обычной RGB-камеры, дрон оборудован также камерой, снимающей в инфракрасном диапазоне для обнаружения источников высокой температуры, в условиях сильного задымления. Бортовая электроника один раз в секунду измеряет температуру снаружи и внутри термозащитного кожуха. Внутри дрона есть система охлаждения, которая построена на использовании эффекта понижения температуры при испарении сжиженного углекислого газа, который находится в картридже. При излишнем нагреве происходит открытие клапана и небольшие трубки распределяют газ для охлаждения внутренних компонентов. Термозащита дрона построена из плоских элементов толщиной 15 миллиметров, которые крепятся к раме из полиамида, образуя ромбокубооктаэдр. Корпус такой формы проще в изготовлении, чем корпус с изогнутыми элементами, при этом он имеет достаточный внутренний объем. Для отражения инфракрасного излучения от источников тепла снаружи дрон покрыт алюминиевой фольгой. Двигатели находятся в центральной части дрона, их вращение передается пропеллерам с помощью трансмиссии. Термозащиту разработчики испытали в тепловой камере, а также в тестовых полетах вблизи источников открытого пламени. Эти эксперименты подтвердили, что за счет тепловой изоляции с помощью аэрогеля и использования системы охлаждения удается значительно замедлить рост внутренней температуры. Кратковременно дрон способен выдержать температуру даже больше 1000 градусов, однако при этом начинают происходить структурные изменения корпуса за счет деформации аэрогеля. Для чистого полиимидного аэрогеля такая деформация наблюдается уже выше 200 градусов, но дополнительные армирующие добавки позволяют снизить этот эффект. Благодаря низкой теплопроводности дрон может использоваться также и при низких температурах. И если время работы дрона в условиях высокой температуры определяется размером резервуара с углекислым газом для системы охлаждения, то в случае полетов в условиях холода, внутренняя температура поддерживается на достаточном уровне за счет тепловыделения внутренних компонентов дрона. https://www.youtube.com/watch?v=pNp2T9Sx7xY Из множества существующих дронов, предназначенных для тушения пожаров с помощью воды или огнетушителей выделяется гексакоптер NIMBUS, разработанный специалистами из Университета Небраски-Линкольна. Вместо тушения уже разгоревшегося огня, он предназначен для создания новых контролируемых поджогов — одного из методов борьбы с пожарами. Для этого он оборудован системой сброса горящих шаров.