Яндекс представил на конференции YaC 2020 новую умную колонку Яндекс.Станция Макс с экраном и поддержкой звонков, а также обновления, касающиеся поисковых и беспилотных технологий. Трансляция презентации проходила на конференции на YouTube-канале Яндекса.
Компания представила новую умную колонку Яндекс.Станция Макс. Внешне она почти не отличается от первой Яндекс.Станции, за исключением того, что теперь в ней есть небольшой экран. Он нужен для взаимодействия с колонкой: на нем может отображаться эмоции голосовой помощницы, прогноз погоды, эквалайзер, часы или другие небольшие анимации. Также у новой колонки есть пульт для управления. Она поддерживает разрешение 4K при подключении к телевизору, режим «Мультирум» для домов, в которых есть сразу несколько колонок с поддержкой Алисы и звонки: между колонками разных людей или через сервис Яндекс.Мессенджер.
Одна из необычных особенностей — игрушки для детей, позволяющие активировать навыки Алисы благодаря небольшой метке внутри. Подобную возможность ранее использовала Mail.ru в колонке «Капсула». Стоимость Яндекс.Станции Макс составляет 16990 рублей, а предзаказ на нее открыт со дня презентации.
Яндекс начал применять в поисковом сервисе сравнительно новую архитектуру нейросетей, предложенную в 2017 году исследователями из Google Brain — трансформер. В реализации Яндекса алгоритм обучался на парах «поисковый запрос — документ, который видит пользователь», причем из документа убрана часть слов. Зная то, насколько сильно понравится документ пользователю, алгоритм обучился предсказывать самые подходящие ответы на поисковые запросы. Подробнее об этом можно узнать из блога разработчиков.
Компания рассказала о первых применениях робота-доставщика Яндекс.Ровер. Ранее он начал развозить почту в подмосковном Сколково, а теперь Яндекс объявил, что он уже некоторое время доставляет заказы «Лавки» в Москве в районе улицы Малая Дмитровка. Пока робот один, но в случае успешного пилотного проекта компания собирается увеличить количество рободоставщиков.
Также разработчики рассказали об успехах в развитии полноценных беспилотных автомобилей. Одним из них стал новый набор алгоритмов для предсказания поведения и движений окружающих объектов: других автомобилей и пешеходов. Также отдел разработки беспилотников нарастил пробег автомобилей. Глава направления беспилотных автомобилей Дмитрий Полющук заявил о том, что беспилотники Яндекса проехали суммарно «порядка девяти миллионов километров». В целом компания по-прежнему считает, что до момента, когда беспилотный автомобиль будет уверенно превосходить водителя-человека в Москве и других городах с интенсивным движением, а значит, сможет массово перевозить людей и товары, придется подождать еще несколько лет.
От редактора
После изначальной публикации заметка была дополнена новыми деталями и изображениями.
В сентябре Сбер представил собственный голосовой помощник «Салют» и умные устройства с его поддержкой: умный экран SberPortal, ТВ-приставку SberBox и телевизоры Honor со встроенной поддержкой «Салюта».
Григорий Копиев
Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью
Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.