Российская компания Gaskar Group представила автоматический терминал для дрона. У него есть сдвигаемая крыша, из под которой выдвигается взлетная площадка с дроном. Также терминал оборудован метеостанцией, дающей данные о том, пригодны ли погодные условия для полета, и манипуляторы для замены и зарядки аккумулятора, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N + 1.
Дроны удобно применять не только для любительской съемки, но и для осмотра промышленных или сельскохозяйственных объектов. Они экономят много времени и денег, а также делают менее опасной работу специалистов, осматривающих высотные сооружения (ветряные электростанции, опоры линий электропередачи) или труднодоступные (нижние поверхности мостов). Производители промышленных дронов уже автоматизировали часть работы операторов. Например, DJI добавила в свои промышленные дроны функцию позволяющую им при каждом вылете обследовать одни и те же объекты, а дроны Skydio умеют самостоятельно летать вокруг сооружения и составлять его 3D-модель.
Однако операторы занимаются не только самим полетом, но и предполетной подготовкой дронов: перед вылетом в дрон необходимо вставить заряженный аккумулятор, убедиться в том, что скорость ветра не выходит за допустимые пределы, расположить дрон на удобной для взлета площадке и включить его. В последние годы несколько компаний представили контейнеры и станции для дронов, автоматизирующие часть предполетной подготовки. Российская компания Gaskar Group представила свой терминал для автоматического запуска дронов HIVE.
Терминал выполнен в виде контейнера с размерами 2,8 на 1,48 на 1,84 метра и массой 1,6 тонны. Сверху расположена двухскатная крыша, которая может отъезжать вбок, чтобы выпустить или впустить дрон. В самой крыше встроен подогрев, позволяющий растапливать снег и лед при работе в зимнее время. После открытия крыши на ее место выдвигается взлетно-посадочная платформа. Она оборудована механизмом закрепления опор дрона и датчиками его наличия.
Внутри терминала есть два манипулятора: один из них меняет аккумулятор в дроне (всего в терминале помещается восемь аккумуляторов), а второй включает или выключает беспилотник, нажимая на кнопку на его корпусе. Также после посадки дрон может переслать в облачное хранилище полученные по время полета фотографии, ролики и данные. Процесс замены аккумуляторов и сбора данных занимает несколько минут, после чего дрон снова можно запускать. Текущая версия терминала адаптирована для дрона DJI Matrice 300 RTK
В терминале есть система климат-контроля, поддерживающая нужную температуру и влажность, а снаружи установлена метеостанция, позволяющая учитывать силу ветра и другие погодные условия перед вылетом. В контейнере есть две дверцы: одна для входа обслуживающего специалиста, а другая для загрузки дрона или аккумуляторов. Состояние дверей отслеживается охранной сигнализацией.
Компания заявляет, что уже испытала терминал в подмосковном центре «Сколково», где он используется при строительстве новых корпусов, в Татарстане и на угольном разрезе в Кемеровской области. После испытаний она запустила мелкосерийное производство терминалов, но их цена пока неизвестна.
От редактора
Новая разработка по совокупности характеристик выглядит как одна из лучших реализаций подобных терминалов в мире, но имеет недостатки по сравнению с другими проектами. Среди прочего, размеры и масса терминала больше, чем у многих аналогов, а также он, в отличие от некоторых других разработок, получает энергию от электросети, а не собственного генератора (при этом у него есть источник бесперебойного питания, поэтому в случае внезапного отключения питания он продолжит работать некоторое время).
В России также есть разработчики пилотируемых дронов - ховербайков, управляемых оператором, сидящим сверху так же, как на мотоцикле. Правда, летом 2020 года одна из таких машин разбилась на демонстрации в Дубае, однако пилот не пострадал.
Григорий Копиев
Он позволяет подключать до шести роборук одновременно
Инженеры и дизайнеры из Японии разработали прототип модульной системы дополнительных носимых роборук JIZAI ARMS. Система состоит из базового блока, который надевается на спину как рюкзак, а уже к нему можно присоединять до шести роботизированных конечностей. Доклад с описанием разработки представлен в рамках конференции CHI ’23. Инженеры достаточно давно экспериментируют с носимыми дополнительными конечностями. Как правило, это роборуки, которые крепятся к торсу или спине человека и управляются либо им самим, либо оператором. Однако существующие прототипы чаще всего выполнены в виде одной руки или дополнительной пары — например, именно так выглядели роборуки, представленные в 2019 году группой инженеров под руководством Масахико Инами (Masahiko Inami) из Токийского университета. Теперь японские инженеры и дизайнеры под руководством Нахоко Ямамуры (Nahoko Yamamura) из Токийского университета при участии Масахико Инами разработали носимую систему JIZAI ARMS, которая поддерживает сразу шесть роборук. Система имеет модульную конструкцию, в основе которой находится базовый блок. Он надевается на спину человека как рюкзак и удерживается в плотном контакте с телом за счет нескольких ремней. Блок имеет шесть портов для установки быстросъемных робоконечностей. Порты попарно расположены в разных плоскостях чтобы установленные руки не мешали движению друг друга. Каждый порт имеет электрический разъем в центре и энкодер для определения угла, под которым прикреплена роботизированная рука. Масса базового блока составляет 4,1 килограмм. А общая масса системы вместе с четырьмя подсоединенными к терминалам руками достигает 14 килограмм. Длина роборук подбиралась такой, чтобы при вытягивании их вперед перед пользователем быть приблизительно равной длине его рук. Кисти роборук съемные и при необходимости их можно заменить захватами другого типа. Также дизайнеры постарались придать робоконечностям анатомическое сходство с человеческими руками. Система может управляться через приложение на персональном компьютере, а также с помощью контроллера, выполненного в виде уменьшенной вдвое копии базового модуля и присоединенных к нему роборук. Если пользователь или сторонний оператор изменяет положение рук на контроллере, то это приводит к аналогичным движениям робоконечностей на полноразмерном прототипе. Авторы отмечают сложность управления несколькими руками одновременно, для этого им приходилось задействовать сразу несколько операторов. В дальнейшем исследователи планируют изучить впечатления и ощущения людей от длительного ношения и использования модулей с дополнительными конечностями. https://www.youtube.com/watch?v=WZm7xOfUZ2Y На сегодняшний день отсутствие эффективных систем управления — главное препятствие на пути внедрения систем дополнительных носимых рук. Однако, как продемонстрировали инженеры из Японии, в будущем, возможно, удастся научить людей управлять дополнительными конечностями с помощью нейроинтерфейсов.