Российская компания Hoversurf показала неудачные испытания своего ховербайка Scorpion в Дубае. Из-за отказа барометра вскоре после взлета на высоте 30 метров аппарат начал испытывать проблемы с управлением, и после нескольких маневров снизился, а затем упал и разрушился. Пилот не получил травмы, сообщила компания. На момент публикации заметки видео на канале компании стало недоступным для просмотра, однако на YouTube появились копии ролика, опубликованные на других каналах.
Множество компаний по всему миру создают электрический персональный летающий транспорт. Большинство таких проектов — это аэротакси для полетов одного-двух людей по городу, а их конструкция выделяется тем, что в ней используется множество несущих винтов, а не один, как в вертолетах. Помимо этого также существует класс ховербайков — более компактных аппаратов с открытым корпусом, на которых пилот сидит так же, как на мотоцикле. Предполагается, что их можно использовать для локальных задач, например, патрулирования местности.
Один из наиболее совершенных ховербайков на сегодняшний день разрабатывает и испытывает российская компания Hoversurf. В 2016 году она показала первый прототип, а в 2017 уже представила текущую серийную версию. Она построена по схеме электрического квадрокоптера с пилотом, сидящим в центре. Он управляет полетом с помощью двух джойстиков. С 2018 года компания начала поставлять ховербайки полиции Дубая и обучать ее сотрудников.
В начале июня Hoversurf показала видео неудачного испытательного полета на полигоне всемирной выставки Expo-2020, перенесенной на 2021 год из-за пандемии нового коронавируса. Сначала полет проходил штатно: пилот взлетел на высоту около 30 метров. Затем аппарат перестал набирать высоту и начал заваливаться сначала вбок, а затем, судя по всему, пилот направил его вперед, но маневр оказался слишком резким. Ему удалось повернуть аппарат и снова приостановить, но сразу после этого ховербайк снова стал падать и заваливаться сначала вперед, а затем назад, в результате чего он врезался задними плечами в асфальт, перевернулся и частично разрушился.
В описании к видео компания рассказала, что у аппарата вышел из строя барометр, что и стало причиной аварии. Обычно барометрический датчик используется в дронах для определения высоты через давление. Возможно, у аппарата отказал один из нескольких датчиков, поэтому показания на разных сторонах стали разниться и он перестал поддерживать стабильное горизонтальное положение. Несмотря на то, что после падения ховербайк перевернулся и опрокинул пилота на спину, придавив своим весом, пилот не пострадал.
У ховербайков есть альтернатива в виде еще более компактных и быстрых реактивных ранцев. В 2018 году компания JetPack Aviation представила ранец, с помощью которого пилот может разогнаться до скорости 320 километров в час. А в 2019 году француз Фрэнки Запата пересек на реактивном ранце пролив Ла-Манш, правда, с одной дозаправкой посередине. Но как и в случае с ховербайками, конструкция такого аппарата не защищает пилота при падении и потенциально опасна. В конце 2019 году пилот реактивного ранца впервые разбился во время полета.
Григорий Копиев
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.