В журнале The Lancet опубликованы итоги 1/2 фазы испытаний антикоронавирусной вакцины CoronaVac от китайской компании Sinovac. Это первая вакцина на основе инактивированных вирусных частиц, для которой стали известны результаты первых фаз испытаний. Судя по всему, она вызывает более мягкие побочные эффекты, чем другие вакцины. У подавляющего большинства вакцинированных участников образовались нейтрализующие антитела к коронавирусу, но насколько они действительно защищают от заражения, станет понятно только на третьей фазе.
Когда стартовала гонка вакцин от SARS-CoV-2, в дело пошли все возможные платформы, на которых можно создать вакцину: «убитые» и ослабленные вирусы, отдельные их белки и фрагменты генов и даже векторы на основе других вирусов (обо всех этих вариантах мы писали в тексте «На острие иглы»).
Пока в гонке лидируют мРНК-вакцины — от компаний Pfizer и Moderna, которые недавно опубликовали предварительные результаты третьей фазы испытаний и обещали 90- и 94,5-процентную эффективность соответственно. На втором месте — аденовирусные вакцины: сейчас третью фазу проходят разработки российского Центра им. Гамалеи, а также компаний AstraZeneca, CanSino и Johnson&Johnson.
Однако к обеим технологиям-лидерам есть вопросы. Разработка вакцин на основе мРНК — это новый и еще не вполне отработанный метод. При этом в организм вводят вирусный ген, чтобы клетки человека сами производили вирусный белок и знакомили с ним иммунную систему. Но вакцин от других болезней, которые действовали бы по такому же принципу, пока не существует, поэтому сложно предсказать, какие с ними могут возникнуть трудности.
Аденовирусные векторы действуют похоже: в организм попадает вирусный ген в составе обезвреженного аденовируса, который заражает этим геном клетки человека. Эта технология изучена лучше, но и в ней есть свои спорные места: например, неясно, какой именно аденовирус лучше взять, и не возникнет ли к нему иммунного ответа, который помешает вакцине сработать.
Поэтому другие компании продолжают разработку вакцин по давно отработанным и проверенным технологиям — на основе обезвреженных частиц SARS-CoV-2. Первые результаты таких испытаний появились сегодня. Это инактивированная (то есть «убитая») вакцина CoronaVac от китайской компании Sinovac Life Sciences.
Разработчики вакцины представили результаты совмещенных первой и второй фазы испытаний. Суммарно в них приняли участие 743 человека — выборка, сравнимая с аналогичными исследованиями британских и китайских аденовирусных вакцин, и намного превышающая ту, с которой работали исследователи из Центра им. Гамалеи. Все добровольцы в испытаниях CoronaVac получили два укола с интервалом в две или четыре недели. При этом некоторым досталось плацебо, другим — низкая доза вакцины, а третьим — высокая.
По результатам первой фазы (143 человека) побочные эффекты от вакцинации возникли менее, чем у трети добровольцев (за исключением одной из групп, где таких было 38 процентов). Все они были мягкими (чаще всего ограничивались болью в месте укола) и прошли в течение двух дней, кроме одного случая, когда у участника исследований возникла крапивница, которую удалось снять за три дня. Это выгодно отличает CoronaVac от других вакцин, которые часто вызывают у добровольцев повышенную температуру (мы писали об этом в материале «Разложение по векторам»).
Также во всех группах первой фазы испытаний, кроме той, которая получала плацебо, у добровольцев нашли антитела к SARS-CoV-2 (до 100 процентов в разных группах), в том числе и нейтрализующие — их было больше всего в группах с высокой дозой вакцины через две недели после второго укола (до 83 процентов участников).
Переходя ко второй фазе, разработчики изменили стратегию производства вакцины: перешли с ручного культивирования клеток с вирусом на выращивание их в биореакторе. При этом производство стало эффективнее, а содержание S-белка (к которому в основном и образуются антитела) в вакцине выросло почти вдвое. Поэтому среди участников второй фазы антитела к коронавирусу встречались еще чаще — до 100 процентов в некоторых группах. А побочные эффекты у них возникали не чаще, чем в первой фазе.
Организаторы испытаний отмечают несколько потенциально слабых мест своей вакцины. Например, в их выборке не было людей из групп риска (они отбирали добровольцев не старше 59 лет), а также они не отслеживали Т-клеточный иммунный ответ после вакцинации (который, впрочем, не должен сильно измениться под действием инактивированной вакцины). Кроме того, концентрация нейтрализующих антител, которые образовались у добровольцев, оказалась невысокой: их титр составил от 23,8 до 65,4. Это сравнимо, например, с результатами российской аденовирусной вакцины (49,3), но сильно меньше, чем в плазме крови людей, переболевших COVID-19 — в среднем, 163,7. Однако до сих пор неизвестно, какой именно титр обеспечивает людям защиту от инфекции. Авторы работы также отмечают, что в испытаниях на макаках CoronaVac успешно защищала животных от заражения — так что, возможно, и людям такого титра окажется достаточно.
На основании своих результатов специалисты Sinovac сочли, что вакцина готова к третьей фазе испытаний, которая и должна ответить на все остающиеся вопросы по поводу эффективности и защитного эффекта. Эта фаза уже стартовала в Турции, Индонезии и Бразилии, в ней должны принять участие почти 30 тысяч добровольцев. В Бразилии испытания сейчас приостановлены из-за самоубийства одного из участников, однако пока неясно, связано ли оно с эффектами вакцины.
В России тоже идут испытания инактивированной вакцины — ими занимается Центр Чумакова. О том, как эту вакцину создавали, читайте в нашем тексте «Мертвая вода». А остальные истории о том, что мы сегодня знаем о коронавирусной инфекции, ее симптомах, лекарствах и вакцинах, мы собрали в материале «Мы находимся здесь».
Он проводил мониторинг температуры органа в реальном времени
Американские исследователи разработали имплантируемую биоэлектронную систему для длительного мониторинга реакции отторжения пересаженной почки в реальном времени. В эксперименте на крысах она позволила зарегистрировать ранние признаки отторжения после отмены иммуносупрессантов за две—три недели до появления характерных изменений в анализе крови. Отчет о работе опубликован в журнале Science.