Минздрав разрешил Центру Чумакова испытания инактивированной вакцины от коронавируса

Центр Чумакова, разрабатывающий вакцину от коронавируса, получил разрешение на проведение клинических испытаний. По сообщению пресс-службы Минздрава, в исследованиях примут участие более трех тысяч человек. Плацебо-контролируемое исследование стартует в ближайшее время в Кирове, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Еще весной стало известно, что в Центре Чумакова разрабатывают свой вариант вакцины от нового коронавируса. В отличие от двух других основных разработчиков — «Вектора» и НИЦЭМ имени Гамалеи — исследователи сделали ставку на цельновирионную инактивированную вакцину. В этом случае не требуется никаких синтетических конструкций: вакцина готовится из обычного патогена, обезвреженного при помощи нагревания или формальдегида.

Недавно ученые завершили весь комплекс доклинических испытаний. Результаты пока не опубликованы, но, как сообщила N+1 представитель Центра, они завершены успешно. В ходе тестов на мышах, морских свинках, кроликах и обезьянах исследователи выяснили, что у вакцины низкая токсичность, она не вызывает у животных аллергии и стимулирует выработку иммунного ответа, особенно если вакцинировать дважды.

21 сентября ученые зарегистрировали клинические испытания вакцины: они стартуют в ближайшее время в Кирове, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Это комбинированные исследования первой и второй фазы, в которых планируется задействовать больше трех тысяч добровольцев. Ученые рассказали, что непосредственно в первой фазе двойного слепого рандомизированного исследования примет испытание 200 человек, из которых 150 попадут в тестовую группу, а 50 — в контрольную.

Две недели участники проведут в изоляции в стационаре, затем их вакцинируют — и в течение нескольких недель врачи будут следить за их состоянием и брать анализы. Как именно будет проводиться вторая фаза пока не известно, но, по словам генерального директора Центра Айдара Ишмухаметова, все исследования планируется завершить в ноябре 2020 года.

Разработчики вакцин из разных стран перепробовали практически все возможные стратегии: среди кандидатов есть и живые аттенюированные, и инактивированные, белковые и векторные варианты. Чем они отличаются и какие из них создают в России можно узнать в нашем материале «На острие иглы».

Вера Мухина