Опубликованы результаты клинических испытаний 1/2 стадий вакцины Sputnik V

В журнале The Lancet опубликованы результаты первой и второй фаз клинических испытаний коронавирусной вакцины Sputnik V, которую разрабатывают в НИЦЭМ им. Гамалеи. Исследования продемонстрировали, что вакцина вызывает как антительный, так и Т-клеточный ответ, сопоставимый по силе с другими вакцинами. Никаких серьезных побочных эффектов ученые не обнаружили.

В основе вакцины Sputnik V — модифицированный аденовирус rAd26 или rAd5, у которого необходимые для размножения гены заменены на детали S-белка коронавируса. Такая химерная конструкция не может вызвать ни аденовирусной, ни короновирусной инфекции, но при этом достаточно похожа на настоящий патоген, чтобы иммунная система проявила к ней интерес. Чтобы дополнительно простимулировать иммунную систему вакцина вводится повторно спустя 21 день, причем в ней используется аденовирус другого типа, а детали коронавируса остаются прежними. Эта хитрость нужна для того чтобы организм научился фокусироваться именно на S-белке коронавируса, а не на аденовирусном носителе вакцины. Размер каждой дозы, — примерно 10¹¹ вирусных частиц — исследователи рассчитали опираясь на результаты преклинических исследований (пока не опубликованы),

Изначально в исследованиях планировалось задействовать 120 добровольцев, но в итоге в него вошли только 76 человек в возрасте 18-60 лет. Это были нерандомизированные открытые исследования, где каждый из участников получил одну или две дозы вакцины, выпущенной в одной из двух форм: лиофилизированной или замороженной.

Из 38 участников тестирования вакцины каждого типа 18 получили по одной дозе внутримышечно (первая фаза испытаний), а еще 20 — по две (вторая фаза) с промежутком в три недели. Исследователи мониторили состояние участников первой и второй фаз в течение 28 и 42 дней соответственно и обнаружили только умеренные и, в целом, ожидаемые побочные эффекты: примерно в половине случаев повышалась температура (не выше 38,9), болели голова и место укола. У тех, кто получил две дозы вакцины, побочные эффекты оказались сильнее после второй инъекции.

К концу второй недели после вакцинации у большинства добровольцев сформировались антитела к RBD-домену S-белка коронавируса, а на 21 день они были обнаружены у всех. Вторая инъекция вакцины сказалась на уровне антител: в крови тех, кто получил вторую дозу, он сильно вырос, в то время как у тех, кто получил всего одну дозу, он начал снижаться на 28 день исследования. На 42 день исследования у участников второй фазы титр специфичных к RBD домену антител достиг 14703 для замороженного варианта вакцины и 11143 — для лиофилизированного. Вакцина также стимулировала выработку клеточного иммунного ответа: у всех добровольцев сформировались антиген-специфичные Т-хелперы и Т-киллеры.

Дополнительно ученые посмотрели на формирование иммунитета к аденовирусной основе вакцины и не обнаружили никаких корреляций между титрами антител к коронавирусу и аденовирусной основе. Это говорит в пользу того, что ранее перенесенная аденовирусная инфекция не помешает работе вакцины.

Исследователи замечают, что — несмотря на воодушевляющие результаты, — у их исследования есть ряд ограничений: отсутствие контрольной вакцины или плацебо, короткий период наблюдений, относительно небольшая выборка добровольцев и их молодой возраст. Военнослужащие, которые составили значительную часть от всех добровольцев, в среднем моложе и здоровее людей из групп риска: для последних вакцинация может оказаться не столь эффективна или более болезненна, но пока что исследователи это не проверяли. Наблюдения за здоровьем волонтеров планируется продолжать и после выхода публикации на протяжении 180 дней, а отсутствие данных о работе вакцины на людях постарше исследователи планируют восполнить на следующих стадиях клинических испытаний.

Подробнее об этой и других российских вакцинах от коронавируса вы можете прочитать в нашем материале «На острие иглы».

Вера Мухина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Экспрессию генов включили током от батарейки

Для создания электрогенетического интерфейса использовали человеческие белки