Компания SpaceX провела первые летные испытания прототипа второй ступени сверхтяжелой ракеты Starship. Во время испытаний прототип SN5 поднялся на 150 метров, переместился в сторону и совершил мягкую посадку на другую часть испытательной площадки. Трансляция испытаний проходила на YouTube-канале NASASpaceFlight.
Starship — это перспективная сверхтяжелая ракета, которую SpaceX разрабатывает в качестве замены ракетам Falcon. Она состоит из двух полностью многоразовых ступеней, причем вторая одновременно будет и пассажирским или грузовым космическим кораблем. Ракета сможет выводить на околоземную орбиту груз массой более ста тонн, и при этом после вывода полезной нагрузки обе ступени смогут совершать мягкую посадку на космодром или морскую платформу. Кроме того, после выхода на орбиту вторая ступень сможет дозаправляться от других Starship, адаптированных для заправки, тем самым значительно увеличивая возможности по доставки грузов на другие космические тела. Благодаря таким характеристикам и возможностям SpaceX планирует в ближайшие годы начать запускать на этой ракете пилотируемые миссии для создания обитаемых баз на Марсе и Луне.
При разработке Starship инженеры SpaceX выбрали итерационный подход, при котором они постоянно вносят серьезные изменения в проект и проверяют их на ранних прототипах. Первый прототип второй ступени под названием Starhopper прошлым летом успешно показал работу двигателя и возможность реактивной посадки, но испытания последующих прототипов шли не так успешно: первые четыре полноразмерных аппарата (Mk1, SN1, SN3 и SN4) разрушались на разных этапах предварительных испытаний, не дойдя до полета.
Прототип SN5 успешно прошел криогенные испытания с закачкой топлива, а затем и огневые испытания с запуском двигателя. На этом прототипе установлен лишь один метан-кислородный двигатель Raptor, но на финальной версии второй ступени их будет шесть. 5 августа инженеры со второй попытки приступили к первым летным испытаниям:
Сразу после взлета ракета стала сильно наклоняться и сдвигаться в сторону, но поскольку двигатель имеет отклоняемый вектор тяги, он за несколько секунд скомпенсировал смещение, и ракета полетела почти вертикально вверх. Затем аппарат ненадолго завис на одной высоте и приступил к снижению. Стоит отметить, что во время снижения Starship был достаточно сильно наклонен, но при этом снижался без смещения. После того, как облако из пыли и дыма рассеялось, на трансляции стало видно, что ракета успешно приземлилась в нескольких десятках метрах от места старта.
Первый полноценный запуск финальной версии ракеты предварительно назначен на 2021 год. SpaceX планирует использовать Starship не только для космических запусков, но и для суборбитальных пассажирских перелетов между континентами. Предполагается, что это позволит сократить время между крупными мегаполисами в разных частях Земли до нескольких десятков минут. Компания будет использовать для этого лишь вторую ступень в пассажирской конфигурации и морские платформы, расположенные недалеко от городов.
Григорий Копиев
В кадр попали внутренняя часть и центральные пики кратера Зееман
Российская автоматическая станция «Луна-25» прислала первое изображение поверхности Луны, полученное утром 17 августа 2023 года одной из узкоугольных камер системы СТС-Л, сообщает Институт космических исследований РАН. В кадр попали внутренняя часть и центральные пики 186-километрового кратера Зееман на обратной стороне Луны. Сейчас аппарат находится на круговой окололунной орбите и готовится к посадке на Луну, которая должна состояться 21 августа, а несколько научных приборов провели наблюдения за параметрами плазмы и экзосферы. Подробнее о станции и истории ее создания можно прочитать в материалах «Первый в тундре» и «От „Луны“ до „Луны“».