Глава компании SpaceX Илон Маск рассказал об обновлении проекта пассажирских перелетов между городами на разрабатываемой сверхтяжелой ракете Starship and Super Heavy. Согласно новым планам, для этого будет использоваться только вторая ступень ракеты, которая будет самостоятельно взлетать и садиться без первой ступени. На обновление обратило внимание издание Teslaratti.
SpaceX несколько лет работает над созданием сверхтяжелой ракеты-носителя для доставки грузов и людей на околоземную орбиту, Луну и Марс. Изначально проект назывался ITS, затем был переименован в BFR, а позднее снова сменил название — сейчас он называется Starship and Super Heavy. В текущем виде он подразумевает создание двухступенчатой полностью многоразовой ракеты-носителя с возможностью посадки обеих ступеней после вывода полезной нагрузки.
В 2017 году SpaceX анонсировала необычное применение ракеты помимо вывода грузов в космос — компания предложила проводить на них пассажирские перелеты из удаленных друг от друга частей Земли. Концепция подразумевала, что изначально ракета будет взлетать как обычно. После разделения ступеней первая будет садиться на космодром или морскую платформу, а вторая с пассажирами на борту отправится к морской платформе у другого города и также совершит посадку. Предполагается, что пассажиры будут перемещаться между городом и посадочной платформой на скоростных судах.
30 мая Илон Маск рассказал в Твиттере об изменении в концепции пассажирских перелетов на ракетах компании в ответ на слова одного из пользователей о том, что сама по себе Starship (вторая ступень ракеты) с полными топливными баками имеет слишком низкую тяговооруженность, чтобы использовать ее в качестве одноступенчатой космической системы. Маск рассказал, что при добавлении двух или четырех двигателей Raptor вторую ступень можно использовать для суборбитальных полетов на расстояние около десяти тысяч километров. В текущей конфигурации Starship должна оснащаться шестью двигателями, из которых три оптимизированы для работы в атмосфере, а остальные три для работы в вакууме.
По мнению Маска, это значительно упростит концепцию и уменьшит себестоимость таких перелетов. Он отметил, что полеты будут проходить на скорости около 20 чисел Маха, но не уточнил, на каком этапе полета ракета будет развивать такую скорость.
Стоит отметить, что системе, предлагаемой SpaceX, возможно, придется конкурировать со сверхзвуковыми самолетами, проекты которых сейчас активно разрабатывают несколько компаний. Подробнее об этих проектах и проблемах сверхзвуковой пассажирской авиации можно узнать в нашем материале «Включите сверхзвук». Это обусловлено тем, что помимо самого времени перелета, которое, по словам Маска, будет составлять от получаса до часа, пассажиры будут тратить время на поездку между городом и космодромом в море.
Григорий Копиев
Компания должна была сделать это еще три года назад, но только сейчас передала первый грузовик PepsiCo
Tesla наконец начала поставку грузовиков Semi заказчикам — компания передала первый электротягач PepsiCo, которая ожидала поставок уже три года. При этом Илон Маск не рассказал ни о цене грузовиков, ни о производственных планах, пишет Reuters. Сегодня многие компании разрабатывают собственные электрические грузовики. Городские грузовики есть у Mercedes-Benz и Volvo, свой концепт седельного электротягача представил и китайский автоконцерн Geely. При этом внутри прицепа планируется разместить душ, туалет, кухню, односпальную кровать и даже стиральную машину. Грузовой электромобиль Tesla Semi Илон Маск впервые представил еще в 2017 году. Tesla ставила цели по производству тягача на 2019 года, но только спустя три года PepsiCo, заказавшая 100 грузовиков, смогла получить первый из них. О передаче тягача Маск сообщил во время мероприятия на заводе Tesla в Неваде. Он отметил, что дальнемагистральный электрогрузовик сократит выбросы на шоссе, а по мощности и безопасности он превосходит существующие дизельные модели. Также для Semi будет использоваться технология зарядки Supercharger мощностью до одного мегаватта — она же будет доступна и для Cybertruck. Маск рассказал, что в Semi используют три электродвигателя. Для движения по шоссе достаточно всего одного, два других будут задействованы при ускорении и чтобы тронуться с места. При этом Tesla не сообщила ни о ценах на Semi, ни о вариантах грузовика или о прогнозах поставки заказчикам. Помимо PepsiCo электротягачи зарезервировали для себя сеть супермаркетов Walmart, логистический гигант UPS и пивоваренная компания-производитель Budweiser. В 2017 году Tesla планировала продавать грузовики с пробегом 300 миль за 150000 долларов, но с тех пор даже на их легковые автомобили цены выросли. По словам Маска, компания постарается произвести 50000 электрогрузовиков в 2024 году. Он также отметил, что Tesla использует Semi для тестовых испытаний между заводами в Неваде и Калифорнии. Ранее компания заявляла, что грузовик проехал на одной зарядке 804 километра, при этом вес тягача вместе с грузом был около 37 тонн. Однако вес самого грузовика Tesla так и не раскрыла. Разработка электроавтомобилей не ограничивается только легковыми или грузовыми моделями. В 2021 году китайская компания Xiangtan Electric Manufacturing представила полностью электрический карьерный самосвал. Его грузоподъемность составляет 120 тонн, а литий-железо-фосфатный аккумулятор позволяет работать без подзарядки до 8 часов.