Специалисты из команды межпланетной станции «Хаябуса-2» представили два возможных плана работы станции после того, как она сбросит капсулу с грунтом астероида Рюгу в атмосферу Земли. В обоих случаях предполагается исследование небольших околоземных астероидов с пролетом мимо Венеры или еще одного околоземного астероида, сообщается в твиттере миссии.
Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в космос в 2014 году, а в середине 2018 года добралась до околоземного 900-метрового астероида (162173) Рюгу. За полтора года аппарат картографировал астероид, взял пробы вещества с его поверхности и из внутренних слоев, создал рукотворный кратер и сбросил на Рюгу четыре спускаемых модуля, которые собрали ценные научные данные, а также шарики с именами тысяч людей. В ноябре 2019 года станция покинула орбиту астероида и направилась к Земле — ожидается, что 6 декабря 2020 года она сбросит капсулу с пробами грунта в атмосферу нашей планеты, после чего та должна приземлиться на испытательном полигоне Вумера в Австралии.
Все научные инструменты станции находятся в рабочем состоянии, также на борту есть запас в несколько десятков килограммов ксенона, использующегося для движения, поэтому команда инженеров и ученых объявила о продлении научной программы «Хаябуса-2» и начала составлять план дальнейших действий.
На данный момент существует два варианта развития событий после сброса капсулы на Землю. Первый предполагает посещение небольшого быстровращающегося околоземного астероида 2001 AV43 из группы Аполлонов, который относится к спектральному классу S. В этом случае станция прибудет к нему в ноябре 2029 года, совершив перед этим два гравитационных маневра у Земли в 2025 и 2026 годах и облет Венеры в 2024 году. В последнем случае она проведет наблюдения за атмосферой планеты в инфракрасном диапазоне, а полученные данные ученые затем сравнят с данными автоматической станции «Акацуки», которая сейчас работает на орбите вокруг Венеры.
Второй вариант предполагает посещение субкилометрового быстровращающегося околоземного астероида 1998 KY26, который также входит в группу Аполлонов и относится к спектральному классу X. Предполагается, что он может быть богат металлами и водяным льдом. В этом случае станция прибудет к нему в июле 2031 года, совершив перед этим пролет мимо астероида 2001 CС21 в июле 2026 года и два гравитационных маневра у Земли в 2027 и 2028 годах.
Подробнее об этой удивительной миссии можно прочесть в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».
Александр Войтюк
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.