«Хаябуса-2» прислала фотографии со второго забора грунта с астероида Рюгу

Команда межпланетной миссии «Хаябуса-2» опубликовала несколько снимков, полученных в ходе второй (заключительной) операции забора грунта с астероида Рюгу, состоявшейся утром 11 июля 2019 года, сообщается на сайте миссии.

В начале апреля 2019 года автоматическая станция «Хаябуса-2» начала крупномасштабную операцию по получению образца грунта из внутренних слоев 900-метрового околоземного астероида (162173) Рюгу, который она изучает уже больше года. Для этого на астероид был сброшен пенетратор SCI (Small Carry-on Impactor), что привело к созданию искусственного ударного кратера. Все основные этапы этой операции увидели бортовая и спускаемая камеры, а затем станции удалось рассмотреть и сам кратер. Вскоре после этого «Хаябуса-2» сбросила рядом с ним светоотражающий маркер-целеуказатель.

Ранним утром 11 июля 2019 года станция успешно совершила второй забор пробы грунта из области C01-Cb, которая находится неподалеку от искусственного кратера. Ученые смогли получить пробу грунта из подповерхностного слоя грунта Рюгу, который не подвергался воздействию солнечного излучения и космических лучей. В момент максимального сближения с поверхностью астероида аппарат выстрелил по ней танталовой пулей, после чего собрал разлетевшиеся мелкие обломки породы при помощи грунтозаборного устройства и начал резкий подъем на основную 20-километровую орбиту, на которой он окажется утром 12 июля. Через примерно 15 минут после начала подъема станция переключилась на антенну с высоким коэффициентом усиления и начала передачу телеметрии.

Через несколько часов команда миссии опубликовала несколько первых снимков, которые станция прислала на Землю после завершения операции. Камера CAM-H (Small Monitor Camera Head), установленная на нижней части аппарата и разработанная на пожертвования частных лиц, смогла получить снимки в момент максимального сближения и за четыре секунды до и после него. На них можно увидеть разлетающиеся фрагменты грунта и породы, часть из которых была собрана станцией. Еще пару снимков сделала бортовая камера ONC-W1 уже в ходе финального подъема «Хаябусы-2», через одну и три минуты после сближения. На них, помимо облака из пыли и обломочного материала, можно заметить сам рукотворный ударный кратер.

«Хаябуса-2» уже смогла поведать астрономам, что Рюгу представляет собой наполовину полую «кучу щебня», является самым темным из всех небесных тел, посещенных космическими аппаратами и может быть остатком более крупного небесного тела с радиоактивным ядром. Подробнее об этой необычной миссии можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».

Спускаемый модуль «Чандраян-3» успешно прилунился