«Хаябуса-2» показала рукотворный кратер на астероиде Рюгу

Команда межпланетной станции «Хаябуса-2» показала снимок искусственного ударного кратера, созданного на поверхности астероида Рюгу в начале апреля. Размер и глубина кратера еще не определены, однако факт его создания теперь точно подтвержден. В ближайшее время будет принято решение о новом спуске и заборе грунта из него, сообщается на сайте JAXA.

Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в конце 2014 года и предназначена для исследования околоземного астероида (162173) Рюгу в течение полутора лет. В июне прошлого года станция прибыла к астероиду и вышла на стабильную орбиту вокруг него, а затем высадила на поверхность астероида два небольших спускаемых модуля MINERVA-II и аппарат MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout). Затем станция совершила первую операцию по забору пробы грунта, выстрелив танталовой пулей в поверхность астероида в момент максимального сближения, после чего при помощи грунтозаборного устройства собрала пыль и мелкие обломки породы, поднявшиеся вверх.

4 апреля 2019 года станция начала медленное снижение до высоты 500 метров, после чего ранним утром 5 апреля сбросила пенетратор SCI (Small Carry-on Impactor), состоящий из медного снаряда массой 2,5 килограмма и 4,5-килограммового заряда взрывчатки, который сработал через 40 минут на расстоянии 300 метров от поверхности, разогнав снаряд до двух километров в секунду. Момент отделения SCI от станции, его снижение и выброс вещества с Рюгу, образовавшийся при ударе снаряда о поверхность астероида, попали на снимки бортовой и спускаемой камер.

20 апреля «Хаябуса-2» вернулась со 100-километровой на 20-километровую орбиту, а 24 апреля начала новое снижение в рамках операции CRA2 (Crater Search Operation 2). 25 апреля станция оказалась на высоте около 1,7 километров от поверхности Рюгу, откуда осмотрела место, где должен был находиться кратер, после чего вернулась на рабочую орбиту. Сравнение снимков области, полученных бортовой камерой ONC-T 22 марта и 25 апреля, показало четко видимое углубление, появившееся на поверхности Рюгу, и выброшенное из кратера вещество, выглядящее более темным, чем окружающий ландшафт. В настоящее время команда миссии анализирует снимки, чтобы понять размер и глубину кратера, после чего будет принято решение о новом спуске и заборе грунта из него.

Благодаря станции астрономы уже узнали, что Рюгу оказался наполовину полой «кучей щебня» и самым темным из всех посещенных космическими аппаратами небесных тел, а также то, что он может быть остатком более крупного небесного тела с радиоактивным ядром. Подробнее об этой необычной миссии можно прочитать в нашем специальном материале «Собрать прошлое по крупицам».

Радиотелескоп ASKAP отыскал новый крупный остаток сверхновой в Млечном Пути