Астероид Рюгу назвали остатками более крупного небесного тела с радиоактивным ядром

Астероид Рюгу представляет собой скопление фрагментов более крупного небесного тела, которое некогда могло содержать водяной лед и органические молекулы, сообщается в журнале Science. Кроме того, оно могло содержать внутренний источник тепла в виде радиоактивных элементов.

Летом 2018 года автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» вышла на стабильную орбиту вокруг Рюгу — астероида C-класса, который, по мнению ученых, может содержать первичное вещество протосолнечной туманности. Уже в течение первой недели после прибытия станция провела съемку небесного тела с расстояния 20 километров, благодаря чему исследователи смогли построить трехмерные модели. Позднее команда миссии выяснила, что поверхность Рюгу покрыта булыжниками и фрагментированными скалами, а также почти лишена риголита. Более подробно о других открытиях космического аппарата «Хаябуса-2» вы можете прочитать в специальной рубрике.

В журнале Science было опубликовано сразу три статьи с первыми детальными результатами исследования космического тела (1, 2, 3). В работе, выполненной под руководством Сеиджи Сугиты (Seiji Sugita) из Университета Токио астрономы проанализировали данные оптической навигационной камеры, лазерного альтиметра и термальной инфракрасной камеры «Хаябусы-2» и рассказали о геоморфологии и термальных свойствах Рюгу.

Поверхность астероида покрыта ударными кратерами, что позволяет оценить ее возраст. В целом, меньшее количество кратеров на поверхности тела может означает его меньший возраст, поскольку у метеоритов было меньше времени на то, чтобы упасть в определенную область. Кроме того, столкновения с более крупными телами происходят реже, чем с мелкими. Проанализировав плотность распределения кратеров диаметром 100–200 метров, ученые пришли к выводу, что возраст поверхности Рюгу составляет 10–100 миллионов лет. Большой разброс в датировке исследователи объясняют малой твердостью поверхности астероида, что влияет на размер кратеров на некрупных телах.

Данные бортовой камеры ONC показали, что Рюгу представляет собой астероид темного спектрального класса Cb, соответствующего переходу между объектами С и В класса в классификации SMASS. Это позволяет отнести его семейству либо Эвлалии, либо Нисы, которые считаются прародителями многих астероидов в астероидном поясе между Марсом и Юпитером. Кроме того, спектр Рюгу соответствует умеренно «обезвоженным» углеродистым хондритам.

Валуны на поверхности Рюгу, вероятно, представляют собой осколки его «прародителя», так как некоторые из них слишком велики, чтобы быть веществом, выброшенным при падении метеорита. Кроме того, ученые утверждают, что небесное тело, от которого некогда откололся Рюгу, могло содержать водяной лед и органические молекулы. Позже значительная часть воды испарилась, при этом полученные данные и сравнение с образцами метеоритов показали, что причиной тому был внутренний, а не внешний источник тепла. Сигута и его соавторы предполагают, что, по всей видимости, родительское небесное тело образовалось достаточно рано и содержало большие концентрации радиоактивных элементов, таких как алюминий-26, которые могли нагревать его изнутри, или сформировалось достаточно близко к Солнцу, и тогда степень внутреннего нагрева могла бы рассказать о том, где находилась снеговая линия в ранней Солнечной системе.

В том же выпуске Science ученые также рассказали, что Рюгу представляет собой пористое тело, плотность которого лишь немногим больше плотности воды. Кроме того, он оказался самым темным небесным телом из всех посещенных аппаратами.

«Джеймс Уэбб» отыскал в атмосфере гикеана следы дисульфида