Астрономы показали спуск модуля MASCOT на астероид Рюгу

Астрономы смогли реконструировать ход высадки спускаемого аппарата MASCOT на поверхность астероида Рюгу и его дальнейшей научной работы. Оказалось, что модуль впервые коснулся поверхности всего через шесть минут после отделения от станции, проработал дольше, чем предполагалось, и нигде не нашел крупных залежей пыли или реголита, которые часто встречаются на небесных телах, подверженных космическому выветриванию, сообщается в пресс-релизе Германского центра авиации и космонавтики DLR.

Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в конце 2014 года и предназначена для исследования астероида (162173) Рюгу. 27 июня 2018 года станция прибыла к астероиду и вышла на стабильную орбиту вокруг него. Научная программа рассчитана на полтора года. После взятия пробы грунта с поверхности Рюгу станция отправится обратно к Земле и сбросит капсулу с веществом астероида в декабре 2020 года. Подробнее о миссии, ее задачах и инструментах можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».

21 сентября 2018 года «Хаябуса-2» успешно сбросила на астероид два небольших спускаемых модуля MINERVA-II 1, которые двигались по поверхности и прислали ряд снимков. А 3 октября от орбитального аппарата отделился модуль MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), самый крупным из спускаемых аппаратов на борту станции — масса модуля составляет 9,6 килограммов, а размеры 30×30×20 сантиметров. В дальнейшем MASCOT совершил успешную посадку на поверхность Рюгу с четырьмя научными инструментами на борту: инфракрасный гиперспектральный микроскоп MircOmega, предназначенный для исследования минерального состава и свойств поверхностного слоя Рюгу, широкоугольная камера MASCAM, радиометр MARA, предназначенный для изучения тепловых свойств грунта, и магнитометр MasMag. При этом MASCOT мог изменить свое местоположение на поверхности астероида за счет прыжкового механизма. Аккумуляторная батарея должна была обеспечить функционирование модуля в течение 16 часов, однако он проработал на поверхности астероида на час дольше, 17 часов и 7 минут. Все научные инструменты модуля успешно выполнили запланированные исследования состава грунта и свойств астероида, а данные в полном объеме были переданы на орбитальный аппарат.

Анализ всех собранных научных данных, снимков и телеметрии позволил ученым реконструировать ход спуска модуля на Рюгу и дальнейшую его работу на поверхности астероида. Примерно через шесть минут после отделения от «Хаябусы-2» MASCOT соприкоснулся с группой валунов высотой от трех до четырех метров и отскочил от них. В ходе спуска камера модуля получила 20 снимков. Через 31 минуту, совершив еще несколько контактов с поверхностью, модуль окончательно остановился в расчетной области посадки, однако оказалось, что его положение в пространстве не позволяет сделать все необходимые эксперименты. При помощи прыжкового механизма модуль меняет свое положение и приступает к полноценной научной программе, в дальнейшем он еще два раза успешно перемещается по поверхности Рюгу и проводит изучение поверхностного слоя астероида, которое, в совокупности с переданными снимками показало — Рюгу усыпан фрагментированными скалами и валунами различных форм и размеров и нигде не наблюдается обширных скоплений мелкодисперсной пыли или реголита, которые часто встречается на безатмосферных небесных телах, подверженных влиянию космического выветривания.

«Хаябуса-2» — не единственная миссия с возвратом образцов грунта с астероида. В декабре этого года аппарат OSIRIS-REx должен достичь астероида Бенну и получить образец грунта, который он доставит на Землю к 2023 году.

«Джеймс Уэбб» померил скорость джетов у молодой протозвезды