Зонд «Хаябуса-2» начал высадку спускаемого аппарата MASCOT на астероид Рюгу

JAXA

Спускаемый аппарат MASCOT отделился от зонда «Хаябуса-2» и начал снижение к поверхности астероида Рюгу, говорится в сообщении японского аэрокосмического агентства JAXA. Касание произойдет примерно через 10-15 минут после отделения, зонд не имеет собственных солнечных батарей и сможет работать на поверхности Рюгу не дольше 16 часов — до момента полного разряда аккумулятора.

Станция «Хаябуса-2» была запущена в космос в декабре 2014 года. Ее цель — доставка образцов грунта с астероида 162173 Ryugu, который принадлежит к астероидам класса С. Аппарат успешно прибыл к астероиду 27 июня и вышел на стабильную 20-километровую орбиту вокруг него. Научная программа рассчитана на полтора года. После взятия пробы грунта с поверхности Рюгу станция отправится обратно к Земле и сбросит капсулу с веществом астероида в декабре 2020 года. Подробнее о миссии, ее задачах и инструментах можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».

21 сентября 2018 года «Хаябуса-2» снизилась до высоты в 55 метров от поверхности Рюгу и сбросила на нее два небольших спускаемых модуля MINERVA-II 1. Через день на Землю пришло подтверждение успешной посадки модулей, которые находились в работоспособном состоянии, двигались по поверхности и прислали ряд снимков.

Теперь «Хаябуса-2» начала новую посадочную операцию, на этот раз на поверхность астероида отправился MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), являющийся самым крупным из спускаемых аппаратов на борту станции. Он имеет массу 9,6 килограммов и размеры 30×30×20 сантиметров. Полезная нагрузка состоит из четырех научных инструментов: инфракрасного гиперспектрального микроскопа MircOmega, предназначенного для исследования минерального состава и свойств поверхностного слоя Рюгу, широкоугольной камеры MASCAM, радиометра MARA, предназначенного для изучения тепловых свойств грунта, и магнитометра MasMag. Аккумуляторная батарея должна обеспечить функционирование модуля на поверхности Рюгу в течение 16 часов. MASCOT может один раз изменить свое местоположение на поверхности астероида за счет прыжкового механизма, в отличие от роверов MINERVA-II, и оснащен двумя антеннами, обеспечивающими скорость передачи данных до 37 килобит в секунду.

Отделение спускаемого модуля от орбитального аппарата планировалось на 04:58 по Москве, в это время «Хаябуса-2» должна была находиться примерно в 60 метрах от поверхности Рюгу. В сообщении JAXA говорится, что отделение произошло успешно, подтверждение было получено в 02:17 по Гринвичу (05:17 по Москве) все системы аппарата работают нормально, сейчас «Хаябуса» удаляется от астероида. После отделения MASCOT коснется поверхности, а затем совершит несколько прыжков по ней в области радиусом около 200 метров, прежде чем остановится.

После этого модуль начнет свою научную программу. Место посадки находится в южном полушарии астероида и располагается достаточно далеко от мест посадок зондов MINERVA-II и области забора грунта. Кроме того, рельеф в этой области относительно удобен для высадки, потому что на нем нет валунов размером более 30 метров, а грунт, предположительно, был менее подвержен воздействию космической радиации, солнечного ветра и космической пыли, а значит представляет больший интерес для исследований.

«Хаябуса-2» — не единственная миссия с возвратом образцов грунта с астероида. В декабре этого года аппарат OSIRIS-REx должен достичь астероида Бенну и получить образец его грунта, который он доставит на Землю к 2023 году.