«Хаябуса-2» сбросила имена 180 тысяч людей на астероид

Межпланетная станция «Хаябуса-2» успешно совершила третью репетицию забора грунта с астероида Рюгу и сбросила на него шарик с именами 180 тысяч человек. Кроме того, команда миссии опубликовала ряд снимков поверхности астероида, полученных в ходе второй репетиции снижения, в том числе самое детальное изображение грунта Рюгу на сегодняшний день, сообщается (1,2,3) на сайте миссии.

Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в конце 2014 года и предназначена для исследования астероида (162173) Рюгу. 27 июня 2018 года станция прибыла к астероиду и вышла на стабильную орбиту вокруг него. Научная программа рассчитана на полтора года и включает в себя как исследования Рюгу с орбиты, так и с его поверхности. Ранее «Хаябуса-2» успешно высадила на поверхность Рюгу два небольших спускаемых модуля MINERVA-II 1 и аппарат MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), являвшийся самым крупным из спускаемых аппаратов на борту станции. Модули прислали ряд снимков и показали, что Рюгу усыпан фрагментированными скалами и валунами различных форм и размеров и почти лишен обширных скоплений мелкодисперсной пыли или реголита, которые часто встречаются на безатмосферных небесных телах, подверженных влиянию космического выветривания.

Однако основной задачей миссии является забор пробы грунта и его доставка на Землю. Вначале «Хаябуса-2» сблизится с поверхностью астероида и на высоте 500 метров выстрелит в поверхность пенетратором SCI (Small Carry-on Impactor), состоящим из медного снаряда массой 2,5 килограмма и 4,5-килограммового заряда взрывчатого вещества. Предполагается, что снаряд врежется в поверхность Рюгу на скорости два километра в секунду, а ударный кратер станет местом дальнейшей научной работы орбитального аппарата, который вначале будет исследовать обнажившиеся подповерхностные слои дистанционно, а затем приблизится и при помощи специального устройства, длиной один метр, возьмет пробу грунта из кратера. Далее проба будет помещена в возвращаемую на Землю капсулу. В ноябре-декабре 2019 года станция ляжет на обратный курс к Земле и сбросит капсулу с веществом астероида в атмосферу в декабре 2020 года.

Ранее были выбраны три площадки, относительно безопасные для забора грунта, дальнейшее изучение этих мест выявило наиболее пригодное место в области L08. Команда миссии обозначила это место L08-B, в нем отсутствуют крупные валуны, однако 14 октября, в ходе второй репетиции забора грунта TD1-R1-A «Хаябуса-2» выяснила, что диаметр L08-B составляет всего около 20 метров, из-за чего велик риск просто не попасть в данное место при снижении. Исходя из недавних наблюдений и проведенных сближений проектная группа решила отложить забор грунта до января следующего года, а в период с 23 по 25 октября провести третью репетицию забора грунта. Аппарат успешно снизился до высоты в 20 метров и сбросил на поверхность Рюгу один из небольших шариков с наполнителем из полимерных гранул, с алюминиевой пленкой, на которой выгравированы имена 180 тысяч человек, собранных в рамках кампании «Le Petit Prince Million Campaign 2» в период с апреля по август 2013 года. Сверху шарик покрыт слоем, хорошо отражающим свет. После сброса шарика лидар космического аппарата отслеживал с его помощью расстояние до поверхности Рюгу, чтобы инженеры могли проверить точность удерживания положения станции на малых высотах и ее управляемость, а бортовая камера ONC-W1 получила снимок поверхности Рюгу с видимой на ней яркой точкой, обозначающей положения шарика.

Дополнительно команда миссии опубликовала ряд снимков поверхности астероида, полученных в ходе второй репетиции снижения, в том числе анимацию из снимков, демонстрирующих спуск к поверхности, а также самое детальное изображение грунта Рюгу на сегодняшний день. Оно было получено при помощи бортовой камеры ONC-T 15 октября, когда «Хаябуса-2» находилась на высоте 22,3 метра над астероидом. Разрешение изображения составляет около 4,6 миллиметров на пиксель, что позволяет различить мелкие камни длиной 2-3 сантиметра. Хорошо видно, что поверхностный слой Рюгу практически полностью лишен реголита и может перемешиваться.

Подробнее об этой необычной миссии, ее задачах и инструментах можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».

Астроном показал таймлапс вращения экзопланеты вокруг Беты Живописца на протяжении 17 лет