Наземные телескопы, следящие за межзвездной кометой Борисова, зарегистрировали два повышения яркости ее ядра в начале марта. Предполагается, что это связано с возросшей активностью ядра кометы, из-за чего начался процесс его постепенного разрушения, сообщается на портале The Astronomer's Telegram.
Комета 2I/Борисов была обнаружена 30 августа 2019 года, а вскоре после этого выяснилось, что ее орбита имеет эксцентриситет больше трех, что делает ее вторым известным межзвездным объектом. Изучение таких объектов позволяет узнать о свойствах планетезималей в протопланетных дисках вокруг других звезд, из-за чего за кометой Борисова сейчас следит множество наземных и космических телескопов. За все недолгое время исследований удалось выяснить, что она очень похожа на аналогичные объекты в Солнечной системе, кроме того, удалось оценить длину ее хвоста, выявить истечение молекул циана и дать оценку темпов потери воды с поверхности ее ядра.
В начале декабря прошлого года комета прошла свой перигелий и начала удаляться от Солнца. В периоды с 4 по 5 и с 8 по 9 марта 2020 года, в рамках наблюдательной кампании проекта OGLE, проводимого на 1,3-метровом оптическом телескопе, наблюдалось два повышения яркости ядра кометы. В общей сложности яркость возросла на 0,7 звездной величины и в дальнейшем не уменьшалась. Всплески яркости были замечены и на других наземных телескопах — например, VLT в Чили. Предполагается, что это связано с возросшей активностью ядра кометы, из-за чего начался процесс его постепенного разрушения.
В ближайшие недели за кометой будет следить космический телескоп «Хаббл», который сможет подтвердить начало процесса фрагментации ядра. Комета Борисова будет оставаться видимой для телескопов по крайней мере еще несколько месяцев.
Ранее мы рассказывали о том, как в первом открытом межзвездном астероиде Оумуамуа астрономы признали планетезималь, выброшенную из своей системы.
Александр Войтюк
Это заметил телескоп VLT
Астрономы при помощи телескопа VLT определили, что за отражательные свойства наблюдавшегося в 2018 году на Нептуне нового темного вихря и сопутствовавшего ему яркого пятна отвечали частицы дымки из одного и того же слоя аэрозолей. Это означает, что свойства антициклонов на планетах-гигантах сильно зависят от положения средней плоскости вихря в атмосфере планеты. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy. Вихри планетарного масштаба представляют собой обычное явление в атмосферах планет-гигантов Солнечной системы. Самый известный пример — гигантский антициклон Большое Красное Пятно на Юпитере, которое наблюдается более трехсот лет. В 1989 году зонд «Вояджер-2» обнаружил на Нептуне еще один крупный ураган, которым стал антициклон Большое Темное Пятно, его размер около десяти тысяч километров. Однако этот вихрь наблюдался всего лишь около семи месяцев, в дальнейшем в атмосфере ледяного гиганта обнаруживались и другие недолговечные темные вихри, как в его северном, так и в южном полушарии. Группа астрономов во главе с Патриком Ирвином (Patrick Irwin) из Оксфордского университета опубликовала результаты анализа данных наблюдений в октябре-ноябре 2019 года, проведенных при помощи спектрографа MUSE, установленного на наземном комплексе телескопов VLT. Наблюдения за атмосферой Нептуна велись в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне. Их целью был обнаруженный в 2018 году темный вихрь NDS-2018 в северном полушарии планеты. Пятно имело такой же размер, как и Большое Темное Пятно, и постепенно сместилось к экватору Нептуна, прежде чем, по-видимому, исчезло в конце 2022 года. Ученые определили, что темная окраска вихря вызвана хромофором, находящимся в слое аэрозолей при давлении более 5–7 бар, содержащим сероводород (H2S). Он, в свою очередь, может подвергаться фотолизу ультрафиолетовым излучением Солнца, поднимаясь, или же фотолиз сероводорода идет в ледяных оболочках частиц дымки, переносимых вниз из стратосферы. В результате частицы в слое становятся менее отражающими излучение с длинами волн короче 700 нанометров. Кроме того, исследователи обнаружили, недолговечное яркое пятно DBS-2019, располагавшееся на юго-западном краю вихря NDS-2018, которое связывается с тем же слоем аэрозолей при давлении в 5 бар. По мнению ученых, эта структура принципиально отличается от ранее наблюдавшихся ярких метановых облаков-спутников Большого Темного Пятна, которые располагались значительно выше в атмосфере Нептуна, при давлении 0,6–0,2 бар. Ранее мы рассказывали о том, как трехслойная модель дымки объяснила разницу в цвете Урана и Нептуна.