Центр малых планет подтвердил открытие первой межзвездной кометы

Центр малых планет Международного астрономического союза официально подтвердил открытие первой в истории межзвездной кометы, обнаруженной в конце августа крымским астрономом Геннадием Борисовым. Комете присвоено постоянное обозначение C/2019 Q4 (Borisov) взамен временного gb00234, обработка всех собранных данных подтвердила, что орбита новооткрытого небесного тела имеет невероятно большой эксцентриситет 3,07, что не оставляет сомнений в межзвездном происхождении кометы.

Единственный известный до сегодняшнего дня межзвездный объект — астероид Оумуамуа, был открыт 18 октября 2017 года и первоначально считался кометой. Однако затем астрономы не нашли у него признаков комы — кометной атмосферы — и переквалифицировали его в астероид. Объект C/2019 Q4, скорее всего, останется кометой, поскольку на его снимках достаточно отчетливо видна диффузная кома.

Главным признаком «межзвездности» и в случае Оумуамуа, и в случае кометы Борисова стала форма орбиты. Тела Солнечной системы, как правило, движутся по эллиптическим орбитам с эксцентриситетом меньше 1. Известно несколько десятков комет с гиперболическими орбитами, но их эксцентриситет отличается от единицы крайне незначительно — на сотые доли, поэтому считать их межзвездными все же нельзя, поскольку такой эксцентриситет может быть обусловлен ошибками измерений, либо влиянием тяготения планет-гигантов.

Эксцентриситет орбиты Оумуамуа составляет около 1,2, и такое существенное отклонение от единицы уже нельзя было объяснить ошибками. Это означает, что объект двигается по гиперболической орбите, прилетел из-за пределов нашей планетной системы и сейчас покидает ее. А эксцентриситет орбиты кометы Борисова превышает 3, что делает ее уникальным объектом за всю историю наблюдений.

Сам Геннадий Борисов, который с 2013 года открыл семь других комет, в беседе с N+1 сказал, что значение эксцентриситета еще может уточняться. Он добавил, что комета двигается со скоростью около 30 километров в секунду относительно Солнца и в начале января пройдет перигелий — минимальное расстояние до Солнца. Незадолго до этого, в декабре, комета приблизится на минимальное расстояние к Земле — на дистанцию около одной астрономической единицы.

«Природа объекта будет понятна после того, как команды астрономов со всего мира проведут наблюдения. Экшен только начинается», — сказал он.

О других объектах из внесолнечного пространства и истории их исследования читайте в нашем материале «Межзвездный экспресс».

Solar Orbiter увидел крошечные джеты в короне Солнца