«Хаббл» измерил ядро межзвездной кометы Борисова

Космический телескоп «Хаббл» получил новые снимки межзвездной кометы Борисова до и после прохождения перигелия. Оказалось, что ядро кометы ​​более чем в 15 раз меньше, чем считалось изначально, а ее радиус составляет менее 500 метров, сообщается на сайте NASA.

Комета 2I/Борисов была обнаружена 30 августа 2019 года астрономом Геннадием Борисовым, а вскоре после этого выяснилось, что ее орбита имеет эксцентриситет больше трех. Комета оказалась вторым известным после астероида 1I/Оумуамуа межзвездным объектом: она двигается по гиперболической орбите и может покинуть Солнечную систему — причем совсем скоро.

Исследования 2I/Борисов могут дать информацию о составе протопланетных дисков вокруг других звезд и характеристиках планетезималей, в связи с чем за кометой сейчас следит множество наземных и космических телескопов. Астрономы, к примеру, уже определили, что комета очень похожа на аналогичные объекты в Солнечной системе, измерили длину ее хвоста, а также выявили истечение молекул циана и дали оценку темпов потери воды с поверхности ее ядра.

Изучали 2I/Борисов и по данным с телескопа «Хаббл»: с его помощью удалось получил самое детальное изображение тела. Задача новых наблюдений состояла в сравнении параметров комы и ядра до и после сближения с Солнцем: данные «Хаббла» показывают изменение размеров комы кометы, а также смену направления ее хвоста. Кроме того, оказалось, что ядро кометы Борисова ​​более чем в 15 раз меньше, чем считалось изначально, а его радиус составляет менее 500 метров.

Первый необходимый снимок «Хаббл» получил 16 ноября 2019 года, когда комета находилась на расстоянии 326 миллионов километров от Земли, а до момента прохождения перигелия оставалось 23 дня. На изображение также попала далекая спиральная галактика 2MASX J10500165-0152029. Второй снимок телескоп сделал 9 декабря, после прохождения кометой перигелия своей орбиты: в этот момент она находилась на расстоянии 297 миллионов километров от Земли, у внутренней границы Главного пояса астероидов. Цвет комы кометы на снимках искусственный и необходим для выявления мелких деталей в ней.

Полученные для ядра кометы параметры довольно необычны и позволяют оценить, насколько часто такие объекты вообще могут регистрироваться в Солнечной системе. Ожидается, что к середине 2020 года комета Борисова пересечет орбиту Юпитера и через некоторое время вернется в межзвездное пространство.

Ранее мы рассказывали о том, как в первом открытом межзвездном астероиде Оумуамуа астрономы признали планетезималь, выброшенную из своей системы.

Обсерватория «Джемини» прекратила работу из-за хакерской атаки