Американская компания Firefly Aerospace объявила о создании нового аппарата для посадки на Луну на базе израильского зонда «Берешит», разбившегося в апреле 2019 года. Для этого Firefly Aerospace заключила с концерном-разработчиком зонда Israel Aerospace Industries партнерство, в рамках которого израильтяне предоставят наработки по проекту, в том числе патенты, а также помощь своих специалистов, сообщается в пресс-релизе.
Израильский зонд «Берешит» был разработан компанией SpaceIL и концерном Israel Aerospace Industries. Он представлял собой достаточно небольшой аппарат массой 585 килограммов. Его задача заключалась в мягкой посадке на Луну с помощью одного основного и восьми вспомогательных ракетных двигателей. Несмотря на успешный запуск и выход на окололунную орбиту, миссия провалилась. Во время снижения аппарата операторы дали команду на перезапуск инерциального датчика, которая из-за череды сбоев привела к отключению главного двигателя, после чего аппарат разбился о лунную поверхность.
Через несколько дней после завершения миссии SpaceIL объявила, что собирается построить второй посадочный аппарат по этому проекту, однако в конце июня отказалась от второй попытки полета на Луну и решила выбрать для нового аппарата другую цель. 9 июля вторая компания-разработчик зонда «Берешит», Israel Aerospace Industries, объявила, что проект новой посадки все же получил развитие, но не в виде собственной миссии. Вместо этого Israel Aerospace Industries поможет американской компании Firefly Aerospace в создании американской версии «Берешита».
Концерн предоставит Firefly Aerospace интеллектуальную собственность и наработки по этому проекту, а также помощь в разработке от своих инженеров. Новый посадочный аппарат под названием Genesis отправится на Луну в рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services) по отправке грузов на лунную поверхность, объявленной NASA в 2018 году.
Изначально SpaceIL и Israel Aerospace Industries разрабатывали аппарат «Берешит» для участия в конкурсе Google Lunar XPRIZE. Он был запущен в 2007 году и ставил своей целью развитие частных космических аппаратов, способных совершить мягкую посадку на Луну, переместиться по ее поверхности и передать на Землю снимки. В 2018 году организаторы объявили, что конкурс останется без победителей, но некоторые участники продолжили разработку своих аппаратов: израильская команда уже отправила свой зонд к Луне, японская команда ispace собирается сделать это в 2020 году, а американская Moon Express, как и Firefly Aerospace, стала участником программы NASA CLPS.
Google Lunar XPRIZE — далеко не первый технологический конкурс, который дал развитие своей отрасли и самостоятельным проектам в ней. Например, в 2005 году Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) провело конкурс среди разработчиков беспилотных автомобилей, в котором победила команда инженеров из Стэнфордского университета под руководством Себастьяна Труна. Впоследствии Трун с коллегами по команде основали проект беспилотных автомобилей в Google, позднее выделенный в компанию Waymo. На сегодняшний день Waymo лидирует среди разработчиков беспилотных автомобилей по корректности работы алгоритмов управления.
Кроме того, существуют и другие успешные примеры технологических конкурсов в области космонавтики, такие как Ansari X Prize, в котором победили разработчики космического корабля SpaceShipOne. Позднее на его базе была создана серия кораблей SpaceShipTwo, в том числе VSS Unity, совершивший несколько полетов, в том числе с пассажиром на борту.
Григорий Копиев
Они будут переданы на долговременное хранение
NASA отменило реализацию проекта «Янус» по отправке двух малых аппаратов к двойным астероидам и решило отправить зонды (которые уже полностью построены) на долговременное хранение на завод компании Lockheed Martin в Колорадо. Это связано с отсутствием подходящих новых целевых астероидов (изначальные цели больше недостижимы из-за срыва старта межпланетной станции Psyche), а также нехваткой бюджета агентства. Если в будущем NASA все же найдет подходящие для зондов астероиды и будет иметь необходимые средства, то проект могут возобновить. «Янус» разрабатывался по программе SIMPLEx (Small Innovative Missions for Planetary Exploration), предполагалось, что два малых космических зонда, оснащенные оптической и инфракрасной камерами, с пролетной траектории смогут исследовать системы околоземных двойных астероидов.