Российские исследователи выяснили, что риск заполучить возрастные хронические заболевания в старости растет примерно с той же скоростью, что и риск смерти — он удваивается каждые восемь лет после 40. Кроме того, авторы исследования, опубликованного в журнале Communications Biology, обнаружили 12 участков ДНК, ассоциированных с длительностью жизни без хронических возрастных заболеваний.
Поиск верхних границ продолжительности жизни и генов долгожительства — горячая область в биологии (новости об исследованиях в этой сфере можно прочесть, например, тут и тут). Многие исследования основаны на изучении глубоких долгожителей, но у такого подхода есть ряд недостатков. Во-первых, людей, доживших до выдающегося возраста, не очень много и поэтому исследования на них периодически грешат статистическими ошибками или просто нехваткой данных. Во-вторых, сама по себе продолжительность жизни ничего напрямую не говорит о ее качестве.
Группа ученых из МФТИ и компании Gero под руководством Юрия Аульченко использовала альтернативный подход и проанализировала продолжительность не всей жизни, а только время до начала развития возрастных заболеваний, так называемую здоровую продолжительность жизни. Это позволило им использовать большой пул данных, в который вошли сведения о генотипах и фенотипах 300,5 тысячи жителей Британии в возрасте от 37 до 73 лет.
Анализируя динамику заболеваемости самых распространенных заболеваний — причин смерти в старшем возрасте, исследователи заметили, что вероятность ими заболеть растет с возрастом так же, как и шансы умереть от любых причин, удваиваясь примерно каждые восемь лет. «Такая тесная взаимосвязь между наиболее распространенными хроническими заболеваниями и смертностью указывает на то, что их риски могут регулироваться одним и тем же процессом, а именно — старением. Именно поэтому здоровая продолжительность жизни может быть использована в качестве прокси для изучения генетических факторов, контролирующих скорость старения», — говорит один из руководителей исследования Петр Федичев.
Оценив здоровую продолжительность жизни для каждого индивида, исследователи проследили за связью этих цифр с отдельными характеристиками, включающими в себя как наличие в геноме вариантов отдельных генов, так и общие сведения о жизни человека. Этот поиск увенчался успехом — нашлись как ожидаемые общие регуляторы здоровой продолжительности жизни вроде курения, пола человека, ожирения или образования, так и генетические ассоциации. С риском начать болеть раньше или позже своих сверстников оказались связаны 12 участков ДНК с 328 вариантами мутаций, часть из которых уже упоминалась ранее в литературе и оказалась индикаторами болезней и ожидаемой общей продолжительности жизни.
Существует множество человеческих привычек, ассоциированных с замедленным старением или меньшим риском умереть молодым. К ним относятся ведение здорового образа жизни, формирование прочных и многочисленных социальных связей, стрессоустойчивость и другие, о которых вы можете почитать в нашем материале.
Вера Мухина
Палеопаразитологи изучили образцы из соляных шахт Халльштатта
Палеопаразитологи исследовали 35 палеофекалий XII–VII веков до нашей эры, найденных в соляных шахтах Халльштатта. Микроскопический анализ показал, что в 32 образцах присутствуют яйца гельминтов: власоглавов и аскарид. Кроме того, проанализировав 31 палеофекалию молекулярными методами, исследователи подтвердили присутствие в 16 образцах генов, характерных для человеческой аскариды. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.